Раздел: Коммерческая недвижимость / Торговые центры / Санкт-Петербург -
По мнению аналитиков, ключевой тенденцией в развитии рынка розничной торговли в 2010 году стало явное смещение интереса ритейлеров от гигантских маркетов в сторону объектов формата «магазин у дома».
Эксперты считают, что мода на глобальное затоваривание в гипермаркетах постепенно уходит в прошлое. В последнее время наши люди на такси в булочную стараются ездить как можно реже, предпочитая покупать свежий хлеб и молоко в маленьких магазинчиках рядом с домом.
По данным Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ), сейчас в Петербурге функционирует 6,5 тысячи магазинов «у дома». 37 из них работают по городской программе магазинов пешеходной доступности (МПД). Наиболее широко этот сегмент представлен в Невском, Приморском, Красногвардейском и Кировском районах. Хуже всего дело обстоит в районах городского центра, где в принципе проблема продуктовой розницы стоит очень остро. Гипермаркетам из-за отсутствия подходящих помещений здесь просто негде развернуться, а одиночные магазины как правило не выживают.
По задумке администрации города, магазины «у дома» должны были стать альтернативой для владельцев ларьков. Однако арендные ставки, даже с учетом их посткризисного снижения, достаточно велики для представителей малого бизнеса. Тем, кто все же рискнул открыть продуктовый магазин в центре, пришлось прибегнуть к политике не просто высоких, а гипервысоких цен. В противном случае окупить затраты было бы невозможно. Однако покупать продукты первой необходимости в два-три раза дороже, чем в сетевом супермаркете средней ценовой категории, готовы немногие покупатели. Поэтому такие магазины закрываются, едва успев открыться.
Немалые надежды в свое время возлагались на программу по организации МПД, которую город запустил еще в 2006 году. Но на практике реализовывать ее оказалось очень сложно. Из 200 запланированных торговых точек на сегодняшний день работают всего 37. За время своего существования программа менялась несколько раз, однако, несмотря на это, бизнесу по-прежнему экономически невыгодно открывать магазины шаговой доступности в местах, определенных городом. Тем не менее надежда на появление новых точек «у дома» есть. Благодаря изменениям, внесенным в программу в июне прошлого года, сняты ограничения по количеству МПД в пределах одной территории, а также изменен механизм предоставления субсидий на их организацию. Раньше для расчета субсидии использовалась средняя ставка арендной платы по указанной в постановлении территории. Теперь оплачивается 50% от фактической стоимости аренды конкретного помещения или участка, находящегося в собственности города, если его площадь не превышает 150 кв. м.
Однако сказать, что ситуация с магазинами «у дома» в Петербурге катастрофическая, нельзя. В последние два года обстановка значительно улучшилась, поскольку сегмент магазинов «у дома» начал все больше интересовать не только малых предпринимателей, но и крупных операторов, управляющих огромными федеральными сетями. В отличие от представителей малого бизнеса, затраты на открытие магазина для них не представляют особой проблемы, при этом уровень конкуренции в этом сегменте пока невысок, что делает рынок весьма перспективным.
Сейчас в Петербурге помимо одиночных игроков в нише небольших продуктовых сетей работает несколько сетевых операторов. Бесспорным лидером является торговая сеть «Дикси», которая в начале февраля за 20 млрд руб. без учета долговой нагрузки выкупила 100% акций ГК «Виктория», владеющей магазинами «Квартал» (формата «у дома»). Таким образом, к уже имеющимся 38 магазинам «Дикси» добавила еще 21 торговую точку. Кроме того, в формате «у дома» работают 14 магазинов под брендом «Морковь», 8 торговых точек «Пловдив», представленных в Красносельском районе, и 4 магазина «Лукошко». Наряду с другими форматами объекты МПД развивают также сети «Народная 7Я семьЯ», «Полушка» и «Нетто».
Кроме того, в 2010 году на петербургском рынке появились первые «домашние» магазины, сформированные по типу западных «квартальных» универмагов (neighbourhood stores). Основным конкурентным преимуществом этого формата перед сетевыми магазинами «у дома» является ориентация на покупателей – человечное и внимательное отношение к клиентам и их потребностям. Владельцы этих магазинов отмечают, что их продавцы отличаются предельной вежливостью и предупредительностью и знают постоянных посетителей в лицо. Кроме того, учитываются предпочтения постоянных покупателей – некоторые товары заказываются под конкретных клиентов. Что касается цен, то за основу берется традиционная система ценообразования, при которой на избранные социально значимые товары, а также на товары-индикаторы устанавливаются исключительно привлекательные цены, способные поспорить с ценами более мощных конкурентов. Наценка на остальные товары формируется в «рваном» режиме – два аналогичных продукта сопоставимых торговых марок, поставляемые по практически одинаковой цене, могут получить разные наценки. За счет такого хитрого маркетингового хода у покупателя создается впечатление широты ассортимента в разных ценовых категориях.
Классическим примером такого формата стали магазины «РеалЪ Свежие продукты», которые в 2010 году начали работать на проспекте Ветеранов и на Малом проспекте Петроградской стороны. «В основе концепции стояла задача сделать магазин максимально дружественным и удобным, – рассказывает руководитель ООО Retail Concept Михаил Горемыкин. – Из этих соображений была выбрана сочная зелено-салатная цветовая гамма для оформления стен, качественное освещение, широкие проходы между рядами и удобная, аккуратная выкладка товара. В любой магазин «РеалЪ Свежие продукты» удобно зайти по дороге домой, а покупателям предлагаются только качественные и свежие продукты, на которые есть устойчивый спрос со стороны домохозяйств». По словам Михаила Горемыкина, экзотические и эксклюзивные продукты к ассортименту магазинов «РеалЪ Свежие продукты» не относятся, что также является характерной чертой магазинов «у дома». А вот неизбитые товары неизвестной торговой марки, отличающиеся качеством или привлекательным внешним видом, непременно должны быть в ассортименте каждого такого магазина. Это может быть домашний творог, деревенская сметана, парное мясо, свежая рыба, которые невозможно купить в сетевых маркетах, и которых нет в торговых точках, расположенных по соседству.
Аналитики INFOLine к магазинам «у дома» относят объекты площадью от 100 до 500 кв. м, которые находятся в жилых домах или отдельно стоящих зданиях в центре жилого района, максимально близко к потребителю. Однако чтобы попасть в городскую программу магазинов шаговой доступности и получать субсидии из петербургского бюджета, размер помещения торговой точки не должен превышать 150 кв. м. В связи с этим, по данным АРИН, самым значительным спросом у арендаторов пользуются небольшие торговые помещения площадью до 150 «квадратов». Впрочем, в городе в этом сегменте ощущается нехватка торговых помещений любого размера.
«В настоящее время в Петербурге наблюдается дефицит площадей, подходящих для размещения продуктовых ритейлеров, – комментирует директор по развитию ASTERA Людмила Рева. – Дело в том, что работающие в этом сегменте арендаторы предъявляют ряд специфических требований к помещениям, в числе которых – определенная планировка, подразумевающая размещение холодильного оборудования, запас по электрической мощности, витринные окна. На сегодняшний день практически все помещения, удовлетворяющие этим требованиям, уже заняты. Основную конкуренцию торговцам продуктами составляют игровые операторы, ритейлеры детских товаров, которые располагают более высокими бюджетами и легко перебивают ставками продуктовых операторов. Крупные помещения собственники предпочитают делить и сдавать двоим-троим арендаторам по более высоким ставкам».
Цены на подобные помещения действительно велики. По сведениям АРИН, стоимость аренды квадратного метра на отдаленных от станций метро улицах в течение 2010 года выросла на 46-100% и к концу года составила 800-1900 руб. за кв. м в месяц. Ставки на помещения, расположенные на основных торговых магистралях спальных районов, тоже увеличились, но не столь значительно – на 29-40%, и в IV квартале 2010 года составили 3500-4500 руб. за кв. м в месяц. На Загородном, Владимирском, Московском, Староневском проспектах, а также на Садовой улице и Большом проспекте Петроградской стороны диапазон арендных ставок составляет от 2000 до 4500 руб. за кв. м в месяц.
Дата публикации: 16:08 18 февраля 2011
04.02.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Коммерческая недвижимость /
Эксперты рассказали о том, как массовый вынужденный вывод объектов отразится на сегменте торговых помещений.
10.01.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Коммерческая недвижимость / Гостиницы
Купить апартамент-студию комфорт-класса от застройщика в Петербурге можно в 8 проектах. Где стоит искать самые доступные варианты?
14.01.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Коммерческая недвижимость / Гостиницы
Эксперты назвали районы с самыми доступными студиями в апарт-комплексах комфорт-класса Петербурга.
26.12.2019 - Раздел: Санкт-Петербург / Коммерческая недвижимость / Гостиницы
Эксперты рассказали о том, жители каких российских городов наиболее активны на рынке апартаментов Петербурга.
26.12.2019 - Раздел: Санкт-Петербург / Коммерческая недвижимость / Гостиницы
Эксперты рассказали о том, как изменился рынок апарт-комплексов Петербурга.
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru