«Балтийская жемчужина» квадратные метры на-гора или новый урбанизм?

«Балтийская жемчужина» квадратные метры на-гора или новый урбанизм?

Распечатать публикацию

Добавить в закладки

Юго-Запдной оконечности Петербурга, выгодно расположенной на берегу моря, но пребывавшей долгие годы в запустении, выпала, похоже, судьба обрести лицо, став крупным жилым районом мегаполиса. Дискуссия на тему «Кто будет строить?», развернувшаяся по поводу прихода шанхайского инвестора, затмила не менее важный вопрос: «Что там будут строить?». И действительно, что же город получит в результате более чем миллиардных долларовых инвестиций -сверкающий конгломерат небоскребов, унылую однообразную новостройку спального района или элитное коттеджное поселение?

Об этом мы ведем разговор с Сергеем Никитиным, руководителем архитектурно-планировочной мастерской НИИ Генерального плана Санкт-Петербурга, главным архитектором проекта планировки той части Юго-Запада, которая будет называться «Балтийская жемчужина», или, как кличут в народе, - «Китайский квартал».

- Сергей Петрович, хотелось бы услышать мнение профессионала: что все-таки представляет собой этот юго-западный район - «великолепную гавань» с побережьем, пригодным для строительства, или это «свалка и болото», в освоение которого надо вложить еще немало денег? Как оценить эту территорию с точки зрения ее ценности для города?

- Это потенциально шикарный район, и он, конечно, должен быть предназначен для жилья и отдыха. Сегодня юго-западная часть горо-. да, которая ограничивается Петергофским шоссе, Петербургским морским портом, великолепной морской акваторией и границей с Петродворцовым районом, - это пустынная местность, поросшая бурьяном и вполне пригодная для строительства. Кстати, знаете ли вы, что эта земля не подарена нам природой? Это намывные территории - порядка 300 гектаров было в советское время намыто на высоту 3 метра. На эту работу ушло 20 лет и затрачены огромные городские средства. Здесь, на юго-западе, уже много лет назад планировалось построить огромный жилой район - для этого песок и намывали.

- Почему же так и не построили?

- Прекратилось финансирование строительства городских Юго-Западных очистных сооружений, а без них строить жилье в этом районе было нельзя, вот все и замерло. А дальше... началась стихийная застройка - появилась небольшая промышленная зона, открыли табачную фабрику. Местные очистные сооружения - Красносельская станция аэрации - перегружены в два раза, то есть половина стоков сливается в канавы - так называемые поля орошения. Между прочим, поодаль находит-

ся садоводство «Макаровец», люди там выращивают морковку - на этой ужасно зараженной земле, можете' себе представить! Невдалеке Южно-Приморский парк. Вот что сейчас представляет собой эта часть города.

- В каких границах расположится Китайский квартал?

- Границы такие: Дудергофский канал, Петергофское шоссе, граница санитарной зоны вредности табачного производства «Петро», акватория Финского залива, резервные намывные территории для будущей жилой застройки. Насколько я знаю, Комитет по градостроительству предлагал китайской стороне несколько площадок в городе, они выбрали эту, около воды. Площадь Китайского квартала составит примерно 200 гектаров.

- Шанхайские фирмы, ставшие инвесторами строительства комплекса в Петербурге, ничего в Европе не строили до настоящего времени. Почему сразу у нас, как вы думаете?

- В Европе они действительно не строили. Почему у нас? Думаю, потому, что бизнес ищет, где выгоднее. Китай колоссально развивается, у китайского бизнеса появились большие деньги, а в самом Китае произошел перегрев рынка, в результате бизнес начал прорыв на внешний рынок. Так почему бы и не к нам?

- Кто будет делать проект -петербургские архитекторы или шанхайские? Кто будет ведущим, а кто ведомым?

- Между нами сложные взаимовлияния. Комитет по градостроительству обозначил китайцам красные линии застройки, но почему-то не обозначил схему планировочных ограничений, а ведь это очень важно. Китайцы сделали эскизный проект в пределах этих красных линий, а потом сформулировали нам ряд своих

принципиальных позиций, которые они хотели бы отстаивать. Например, они хотят, чтобы в квартале не было автомагистрали городского значения. В результате теперь магистраль этакой дугой обходит квартал. Также они отстаивают необходимость строительства рядом с Петергофским шоссе крупного Международного торгового центра вместо ранее запланированного на этом месте больничного комплекса.

- То есть проектированием руководят китайцы? Все эти изящные мостики на картинках - это их идеи?

- Да, в целом проект китайский. Но планировочную структуру мы адаптируем к нашей планировочной ситуации. Что касается жилых зданий, проектировать их будут те петербургские архитекторы, которые выиграют конкурсы. Также китайцы собираются организовать несколько международных конкурсов на строительство наиболее значимых крупных объектов - Торгового комплекса, например. Должен заметить, что китайцы очень часто приглашают зарубежных архитекторов для создания объектов в КНР.

- Мнение петербургских архитекторов как-то учитывается китайскими специалистами?

- Наше влияние колоссальное! Мнение города для них очень важно, так как они понимают, что если будут его игнорировать, то в конечном итоге потерпят фиаско, финансовое в том числе.

- У Китая свои строительные традиции, между нашими культурами множество различий. Приходится спорить?

- Часто. Например, они настаивают, чтобы проспект был шириной 35 метров в красных линиях. А мы говорим, что магистраль не может быть такой узкой по нашим нормативам. принципиальных позиций, кото рые они хотели бы отстаивать. Например, они хотят, чтобы в квартале не было автомагистрали городского значения. В результате теперь магистраль этакой дугой обходит квартал. Также они отстаивают необходимость строительства рядом с Петергофским шоссе крупного Международного торгового центра вместо ранее запланированного на этом месте больничного комплекса.

- То есть проектированием руководят китайцы? Все эти изящные мостики на картинках - это их идеи?

- Да, в целом проект китайский. Но планировочную структуру мы адаптируем к нашей планировочной ситуации. Что касается жилых зданий, проектировать их будут те петербургские архитекторы, которые выиграют конкурсы. Также китайцы собираются организовать несколько международных конкурсов на строительство наиболее значимых крупных объектов - Торгового комплекса, например. Должен заметить, что китайцы очень часто приглашают зарубежных архитекторов для создания объектов в КНР.

- Мнение петербургских архитекторов как-то учитывается китайскими специалистами?

- Наше влияние колоссальное! Мнение города для них очень важно, так как они понимают, что если будут его игнорировать, то в конечном итоге потерпят фиаско, финансовое в том числе.

- У Китая свои строительные традиции, между нашими культурами множество различий. Приходится спорить?

- Часто. Например, они настаивают, чтобы проспект был шириной 35 метров в красных линиях. А мы говорим, что магистраль не может быть такой узкой по нашим нормативам.

- Им зачем такая узкая улица?

- Они так привыкли на родине. И инфляционные разрывы между зданиями в китайских городах тоже меньше, чем у нас, ведь у них солнца больше.

- Они так привыкли? Но в Пекине широченные проспекты!

- В Пекине - да, это столица. В Шанхае - нет, там колоссальная плотность населения и плотность застройки. В Шанхае на той территории, что Петербург занимает, размещается населения в 5 раз больше.

- Шанхай стал городом небоскребов. В Петербурге тоже встанут высотки?

- Небоскребов не будет. Основная часть застройки - дома в 9 -12 этажей, а также малоэтажная застройка в 3 - 5 этажей вдоль Матисо-ва канала. 1 миллион 62 тысячи квадратных метров жилья. 36 тысяч жителей. Строительство 'рассчитано на 8 лет.

- Судя по названию квартала - «Балтийская жемчужина», купить в нем квартиру окажется недешево.

- Это бизнес решает. Бизнес реагирует на спрос, поэтому в процессе строительства цена квадратного метра может меняться. Повысится спрос на элитное жилье, строители увеличат его долю. Не будет спроса, они будут строить только самое демократичное жилье. Я думаю, квартиры здесь будут стоить даже дешевле, чем по городу.

- Что кроме жилья планируется возвести?

- Полный социальный комплекс, который предусмотрен нашими нормативными документами. Это гораздо больший список объектов, чем по китайским нормативам.

- Большой список, говорите? Да вы посмотрите, что имеется

в любом районе нашего города -взрослая поликлиника, детская, магазины, почта. И все! Интересно, что же включает российский нормативный список для обязательного строительства в каждом квартале страны?

- Там указывается, что и бассейны должны быть в квартале, и спортзалы, больница, художественная школа, молочные кухни, прачечные, пункты химчисток... Чего там только нет! И все это действительно заложено в наших СНиПах, и мы не имеем никакого права что-то исключить из проекта застройки квартала.

- С ума сойти! Оказывается, у нас в России такие нормативы? Жаль, что они по настоящее время остаются в области фантастики для отечественных домостроителей. Полагаю, что и для китайских тоже: больницу, например, они уже хотят исключить из списка объектов, обязательных для строительства. Им это удастся?

- Бизнес может очень критически относиться к нормативам. С одной стороны, бизнес должен создать товар, который будет продан. С другой стороны, не хочется строить объекты обслуживания: построили жилой дом, продали квартиры и все прекрасно, а на возведение социальных объектов надо потратить немало денег. Но есть и другая сторона медали: если этих объектов не будет, то и цена квартир понизится, а соответственно, и прибыль.

- Строительство больницы под вопросом, но зато планируется гостиничный комплекс. На сколько постояльцев?

-На 3000 гостей.

- На плане квартала обозначен «Коммерческий сад». Что это такое?

- Это новое понятие, оно сформировалось в процессе проекти рования. В принципе это и есть сад, но китайцы хотят занять 50 процентов территории сада под коммерческие объекты. Иными словами, это будет зеленая зона с большим количеством коммерческих объектов.

- Но тогда это уже не зеленая зона, в нашем питерском понимании.

- Тут совсем рядом Южно-Приморский парк...

- ...который тоже пока не очень-то парк... Ну, ладно... А станция метро планируется?

- Да. В будущем. Она расположится в центре обслуживания жилого района.

- Сергей Петрович, вы уже не раз встречались с китайскими специалистами, какое у вас сложилось впечатление о серьезности их намерений?

- Контактов и с инвесторами, и с проектировщиками из Шанхая было очень много, и я не заметил никаких признаков того, будто они здесь собираются создать чайна-таун, некий китайский анклав. В целом у меня ощущение серьезного подхода: они хотят сделать привлекательный жилой комплекс, чтобы он успешно продавался. Все вопросы, которые мы обсуждали, были связаны исключительно со строительным бизнесом: что и как построить.

- Давайте поговорим непосредственно об архитектуре: какова идея формирования градостроительного комплекса под таким многообещающим названием - «Балтийская жемчужина»? Это же должно быть нечто неординарное, а не просто набор объектов, построить которые требуется по нормативным документам. Согласны?

- Согласен! Эта мысль и мне не дает покоя. Мы обсуждали этот вопрос со специалистами прое-ктно-строительной группы *Да-

хань-Ханьлянь», которая много и хорошо строит в Шанхае и по всему Китаю. Также китайцы приглашали для консультаций голландских специалистов - ну, с ними у нас вообще полное взаимопонимание. Они китайским архитекторам прямо сказали: «Надо строить так, как был построен старый Петербург». Да и сами китайские архитекторы это понимают, ведь они градостроители, а многие даже учились в Петербурге, Москве, они восхищаются нашей старинной архитектурой.

- А видели ли китайские градостроители современные питерские окраинные районы? Каково их впечатление от архитектуры Купчина, Ржевки?

- Китайцы нам на' первой же встрече сказали: «Мы посмотрели ваши районы новостроек, и они нам совсем не понравились. Мы хотим построить район, который будет сам'ым лучшим в Петербурге». Таково мнение китайских специалистов. Но и самим петербуржцам не нравится планировка и архитектура районов, построенных в советское время. Городская среда там была организована крайне неудачно. Мы сейчас стали анализировать, почему произошли эти неудачи, как их избежать при проектировании Китайского квартала.

* Советское время для наших архитекторов - это вообще несчастное время, ведь главным в те годы было стремление выполнить план по вводу жилья, выдать на-гора квадратные метры, качество же собственно архитектуры никого особо не волновало.

- Отсюда и диктат строительного монополиста - Главленинград-строя. Для него самым выгодным было бы строить дом примитивной архитектуры, бесконечной длины и в 10 этажей. Именно под

такие характеристики была рассчитана советская строительная индустрия: высота кранов, подъездные пути и прочие дела. В результате социальная задача ликвидации коммуналок, в которых ютилось большинство ленинградцев, решалась, но архитектора потеряла очень многое.

- Это так. Сегодня архитектор может, казалось бы, любые идеи предлагать, но их нет. В домах-новостройках, воткнутых в загубленные скверики, видим в качестве «изюминки» сплошные башенки-шляпы Незнайки.

-Да, так получается, что вроде бы сняты все ограничения, которые имелись при социализме, -твори! - но серьезного прорыва в этом плане не происходит.

- Как градостроитель, чем вы это можете объяснить?

- Стечением конъюнктурных обстоятельств. Лет 30 назад делался, скажем, проект планировки огромной территории Ржевки -какие открывались возможности! Но в советское время мы там ничего красивого так и не создали -не было на это государственной воли, а вот в Париже на такой же территории в те же годы поднялся эффектный район Дефанс. Сейчас наступило другое время, но в Питере полностью прекратилась массовая застройка обширных площадей, нет масштабного строительства, все строится кусочками, одинокие дома заполняют какие-то лакуны - это не может породить нового градостроительного качества.

- Мечта архитектора - строить новый город, на пустом месте.

- Конечно! Ведь главная цель градостроительства - это гармоничная пространственная организация: Дворцовая площадь, например, Невский проспект – прост ранство площади, пространство улицы, пространство двора.

- На карте юго-запада рядом с Китайским кварталом я вижу вторую половину намытых территорий. Здесь скоро наши отечественные строительные организации будут возводить жилой район. Как думаете, можно будет что-то стоящее развернуть?

- Очень на это рассчитываем. Но тут важна воля, понимаете?

- Пока проявления воли не ощущается?

- Просто об архитектуре забыли, решают некие сиюминутные задачи. Поэтому приход китайцев нас очень обнадежил - вдруг появляется мощнейший инвестор, который хочет построить масштабный комплекс! Это как раз тот счастливый случай, когда можно реализовать отличную градостроительную идею.

- Что же это за идея?

- Мы предлагаем так: давайте возвратимся к тому лучшему, что было в исторической части Петербурга, убрав недостатки. Говоря о лучшем, я имею в виду артикулирование городской пространственной среды.

- Что-то мудрено сформулировали.

- Все просто. Вы, конечно, не раз замечали, как гости Петербурга восторгаются тем, какие прекрасные улицы в центре города. И мы сами любим бродить по старому городу. А в новых районах - там же нет улиц нормальных!

- Они абсолютно несоразмерны человеку.

- Не только в масштабе дело. Хотя вы совершенно правы: масштаб очень важен, а в новостройках допустили его нарушение. Но не только масштаб влияет на человека. В новых районах вашему взору предстают невероятной сложности пространственные системы: огромное количество

разрывов между зданиями, отдельно стоящие дома - косо, под углом, так и сяк. Простпранство

превратилось в провалы и загогулины. Вы идете вроде бы вдоль проспекта, но не можете его идентифицировать как некий образ. Плюс к этому и сами здания - одинаковые, серийные, без каких-либо акцентов.

Другое дело - исторический центр! Пройдите по Загородному проспекту: вот Пять углов - дом с башенкой, потом выходите на Владимирскую площадь - там церковь. Как прекрасно все смотрится!

Я сейчас говорю о пространственной составляющей градостроительного комплекса, которая должна создать нам благоприятную психологическую среду, то есть артикулированную среду - ограниченное количество пространственных образов и пространственных систем, складывающихся из этих образов. Только тогда, как показала практика, получается среда, адекватная историческому центру Петербурга. Посмотрите, как великолепна набережная Фонтанки. Река имеет изгибы, и потому очень хорошо видны соотношения высот и размеров застройки. В старом Петербурге даже среди примитивной застройки линий Васильевского острова человек чувствует себя гораздо уютнее, чем в новостройках, потому что есть Большой проспект с бульваром, есть соразмерные, логичные площади и улицы.

Вот и в «Балтийской жемчужине» на юго-западе мы тоже хотим развить разные типы пространств

- и улицы, и курдонеры, и бульвары, и площади, а они, кстати, тоже бывают разные - круглые, прямоугольные, в виде звезды. Это все достижения европейской градостроительной культуры. И отход от этих идей негативно сказался на облике многих городов мира. Но в СССР, в силу огромных масштабов внедрения, это привело к самым катастрофическим последствиям.

- В получившемся советском результате выдающийся зодчий Ле Корбюзье, создатель рациональной архитектуры «всемирного стиля», архитектуры «города-сада», вряд ли виноват.

- Спору нет, он гениальный архитектор! И мысли, которые он высказывал, были очень прогрессивны на тот момент, ведь действительно надо было что-то менять в градостроительстве. Идея Корбюзье - дома, окруженные озелененным пространством,

- появились в 1930-е, 1940-е годы оттого, что существовавшие дотоле буржуазные способы застройки европейских и американских городов порождали массу недостатков: дворы-колодцы, узкие улицы, проблемы с транспортом в связи с начавшейся автомобилизацией. Весь этот негатив в итоге начал сказываться на качестве жизни. И всем показалось, что идеи Корбюзье решают все проблемы! Эти идеи так или иначе повлияли на архитектуру многих городов мира. Но "роизошло так, как это нередко бывает: красивая идея постепенно превращается в безобразие. Во что все это вылилось, мы с вами знаем: новостройки многих стран, в том числе и СССР, поразительно похожи друг на друга. В нашей стране мы вместе с китайскими архитекторами и зодчими из других стран как раз и хотели бы этот негатив преодолеть и создать действительно рациональное, удобное для жизни пространство, комфортную новую среду. А там, глядишь, появится и воля подобным же образом застроить и второй участок юго-запада, где будут инвестировать уже наши строители.

Кстати

Осенью инвесторы из Шанхайской заграничной объединенной инвестиционной компании (ШЗОИК) подведут итоги смотра архитектурных идей, которые должны подготовить пять отечественных и зарубежных проектных организаций. В том числе - консорциум петербургских архитекторов (ЗАО «Архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и патнеры» и ЗАО «Архитектурная студия «STUDIO-44»). Соответствующий контракт с каждым из пяти архитектурных объединений глава ШЗОИК Бао Цзимин подписал 25 июля в торжественной обстановке в отеле «Европа».

Компании, каждая из которых, по неофициальной информации, должна получить за работу по 100 тысяч долларов, были выбраны без конкурса. Как сообщил глава Комитета по градостроительству и архитектуре Александр Викторов, решение о том, что из российских архитекторов будут участвовать бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры» и «STUDI0-44», было принято «в профессиональном кругу».

Дата публикации: 13:40 02 августа 2005

Источник: bpn.ru



Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.


Популярные публикации в разделе Новостройки и строительство - Санкт-Петербург

Р-ФИКС: Апарт-комплексы Петербурга на 80 процентов состоят из студий

Р-ФИКС: Апарт-комплексы Петербурга на 80 процентов состоят из студий

07.02.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Новостройки и строительство

Эксперты девелопера Апарт-комплекса Авеню Апарт на Дыбенко компании Р-ФИКС заявили, что ппарт-комплексы Петербурга на 80% состоят из студий.

Названы цены на квартиры в Приморском районе со сдачей в 2020-м году

Названы цены на квартиры в Приморском районе со сдачей в 2020-м году

04.02.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Новостройки и строительство

Эксперты проанализировали предложения квартир от застройщиков в Приморском районе со сдачей в 2020-м

Названы локации Петербурга, где инвестиции в апартаменты окупятся меньше, чем за 4 года

Названы локации Петербурга, где инвестиции в апартаменты окупятся меньше, чем за 4 года

30.01.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Новостройки и строительство

Эксперты назвали три района Петербурга, где инвестиции в апарт-комплексы при “идеальных” условиях окупятся менее, чем за четыре года.

Новостройки у «Черной речки»: все что нужно знать максимально кратко

Новостройки у «Черной речки»: все что нужно знать максимально кратко

29.01.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Новостройки и строительство

Эксперты проанализировали предложения в новостройках у станции метро «Черная речка».

Названа стоимость самого дешевого апартамента со сдачей в 2021 году

Названа стоимость самого дешевого апартамента со сдачей в 2021 году

27.01.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Новостройки и строительство

Эксперты проанализировали стоимость однокомнатных юнитов в апарт-комплексах Петербурга со сдачей в 2021 году.


Пользователям

Разместить объявление

Контакты

По вопросам обращаться: info@bpn.ru

BPN.RU © 2004-2012