Раздел: Жилая недвижимость / Москва -
Еще три года назад власти Москвы не обладали объективной информацией о том, насколько качественно работают в столице поставщики коммунальных услуг, и о том, в каком объеме население эти услуги оплачивает. Сегодня город может оперировать вполне официальными данными: москвичи платят 98% стоимости ЖКУ. Наладить достойный учет и контроль за денежными потоками в этой сфере помогло создание в столице единых информационно-расчетных центров (ЕИРЦ).
Во-первых, городские власти получили дополнительные аргументы в переговорах с поставщиками коммунальных услуг при формировании тарифов и заключении договоров на ремонты и обслуживание систем жизнеобеспечения.
Во-вторых, это позволило перевести систему расчетов с жителями города на более высокий качественный уровень и расширить меры воздействия на неплательщиков.
В-третьих, за счет высвободившихся средств и четкого учета потребленных услуг Москва смогла скорректировать собственную систему помощи социально незащищенным горожанам.
О том, как в дальнейшем в столице будет развиваться система единых информационно-расчетных центров, газете рассказал генеральный директор ГУП ЕИРЦ г. Москвы Александр Михайлович ВАРЕВ:
– Разрешите напомнить, что идея Юрия Михайловича Лужкова о создании в Москве ЕИРЦ была оформлена в середине 2002 года официальным документом – Постановлением правительства Москвы за № 476ПП. Фактически она заработала к январю 2003-го. Естественно, поначалу было немало трудностей организационно-технического характера: ведь создавать систему мы начали практически «с нуля». Все было сделано силами руководства города, округов. Огромную часть работы проделал Банк Москвы, который в отличие от других коммерческих структур не побоялся взять на себя часть бремени инвестиционных затрат на создание системы. Выполняя социальный заказ властей города, банк в самое сложное время «подставил плечо». Сегодня он на конкурсной основе является финансовым оператором системы и обеспечивает прозрачность всех денежных потоков. Планомерно проводится работа по включению в систему ЕИРЦ всех групп потребителей, что в итоге позволит проводить эффективную ценовую и тарифную политику.
– Вспоминаю 2003-й. Шла, так скажем, обкатка системы. В конце года во всех ЕИРЦ появились многоканальные справочные телефоны, по которым москвичи могли выяснить, какие льготы им положены, уточнить размер тарифов и многое другое. Началось формирование единой платежной квитанции. К оплате ее стали принимать не только в банках, но и в почтовых отделениях.
– Мы изначально понимали: основная задача ЕИРЦ – создать максимальные удобства при расчете и перерасчете жилищно-коммунальных услуг. Был введен принцип «единого окна», когда для решения всех вопросов достаточно обратиться к оператору центра. Причем принимать он вас будет в красивом современном, хорошо оборудованном офисе.
Работает оператор по специальной компьютерной программе, куда занесены все лицевые счета. Мы старались организовать работу так, чтобы людям не приходилось стоять в очереди и часто посещать ЕИРЦ. Для получения нужной справки достаточно заказать ее по телефону, а затем забрать в назначенное время.
Действительно, очень много «плюсов» принесло введение единой квитанции, заплатить по которой можно в многочисленных отделениях и устройствах самообслуживания крупнейших банков города, среди которых Сбербанк, Банк Москвы, СДМ-банк и другие, в отделениях почты, работающих по почтово-банковской технологии. Стало меньше проблем со своевременной разноской квитанций потребителям. А недавно Банк Москвы предложил жителям еще более удобный способ: теперь не нужно ждать, пока квитанцию положат в почтовый ящик. На сайте банка каждый может самостоятельно отследить все начисления по жилищно-коммунальным услугам, сделанные ЕИРЦ. Для этого нужно только ввести номер собственного кода плательщика. Информация на сайте Банка Москвы обновляется одномоментно с завершением расчетов в центре, поэтому в электронном виде эти данные могут поступать к квартиросъемщикам гораздо оперативнее, чем в квитанциях, рассылаемых по почте. Кстати, скоро такая информационная услуга будет доступна и юридическим лицам.
– Александр Михайлович, можете ли вы привести какието экономические примеры того, что создание ЕИРЦ стало выгодно Москве и москвичам?
– Давайте сначала о выгодах для города в целом. Поначалу заинтересованность поставщиков услуг в работе с ЕИРЦ была невелика – очень уж им не хотелось становиться «прозрачными» перед городом. Была, к примеру, такая «традиция»: перед началом летней ремонтной кампании коммунальщики приходили к властям с требованием очередных финансовых вливаний из бюджета. Мол, без этого подготовить город к зиме невозможно, так как потребители плохо расплачиваются за услуги. Возразить им руководители комплекса городского хозяйства не могли – контаргументов не было. Благодаря ЕИРЦ руководство города получило в руки ценный инструмент для проведения анализа состояния дел с платежами. Накопленные объективные данные и их анализ доказали: дополнительные траты вовсе не нужны. Таким образом в 2003, 2004 и 2005 годах мы сэкономили для Москвы огромные средства.
Кстати, помогли мы сэкономить и личные средства москвичей. До внедрения системы ЕИРЦ, к примеру, Сбербанк брал 3% за прием платежей от физических лиц, другие банки «выставляли» и 4%, и больше. Банк Москвы, став финансовым оператором системы, целый год за свою работу не брал ничего, а затем по соглашению с властями города был установлен показатель в 1%.
Такое решение стало стимулом снижения процентной ставки для всех банков, в которых сегодня принимаются платежи за жилищно-коммунальные услуги. И даже Сбербанк опустил свой показатель до 1,9%. Все это в лучшую сторону сказалось на тарифах, а значит, и на кошельках самих плательщиков.
А еще информация из ЕИРЦ о платежах будет использоваться РЭКом для принятия решений о размере тарифов. Анализируя валовую выручку поставщика, власти могут провести анализ обоснованности повышения тарифов.
– Однако до сих пор в городе остается процент людей, которые хронически не платят за ЖКУ. Как быть с ними?
– Наши аналитики выяснили, что большую группу неплательщиков в Москве составляют люди, социально незащищенные. Как им помочь? Существует федеральная программа жилищных субсидий, по которой на субсидии имеют право те, для которых стоимость услуг превышает 22% от совокупного дохода семьи. Город опустил эту планку до 12%. Мы провели дополнительный анализ и выявили таких москвичей, которым надо помогать в оплате жилищно-коммунальных услуг на все 100% (это люди, доход у кого-то составляет менее 6 тысяч рублей на человека). Благодаря этому правительство Москвы смогло принять решение о плавающей шкале субсидий. Теперь все жилищные субсидии в городе предоставляются с помощью персонифицированных счетов. Всего сейчас в столице около 40 тысяч субсидиантов (это около 15% всех лицевых счетов).
Правда, есть категория людей, которые средства имеют, но все равно забывают платить за ЖКУ.
С ними – разговор особый. И вести его в ближайшее время начнут сотрудники независимых ЕИРЦ, которые создаются в административных округах, уже зарегистрированы как юридические лица и начнут работать примерно через полтора месяца. В том числе им будут даны широкие полномочия по работе с неплательщиками: поиск собственников квартир, судебные разбирательства, активное сопровождение решений судовсовместно с судебными приставами. Эти задачи перед центрами на совещании в Северо-Восточном округе, которое прошло в июне этого года, поставил Юрий Михайлович Лужков.
– Вы упомянули замечательное слово «независимый». Действительно ли ЕИРЦ становится независимой структурой?
– Становится. Понимаем, что некоторым ДЕЗам в мутной воде было очень удобно существовать. Ведь десятилетиями работала схема, когда потребитель полностью доверялся жилищной организации и ей же нес свои деньги. Это порождало возможность злоупотреблений. Когда ЕИРЦ только-только создавались, они формировались «внутри» ДЕЗов и были от них зависимы, поскольку именно дирекции обладали всей базой информации о квартиросъемщиках. Сегодня центры выходят на новый качественный уровень и одновременно приближаются к клиентам – для этого они создаются в округах Москвы как самостоятельные государственные учреждения. Это поможет ГУ ЕИРЦ привлечь максимальное количество клиентов: ЖСК, ТСЖ и других объединений собственников, а также юридических лиц. ЕИРЦ все больше становится независимым арбитром в отношениях между потребителями и поставщиками, что крайне важно в связи с вступлением в силу нового Жилищного кодекса.
– Давайте напомним, что к весне будущего года коммунальные услуги москвичам должны будут оказывать различные управляющие компании.
– С выходом Жилищного кодекса многие поняли, что стали собственниками. Собственник несет бремя ответственности за свою квартиру и часть мест общественного пользования: лестничную клетку, лифт, фасад дома, крышу, внутридомовые системы. Следить за их состоянием должна управляющая компания.
Какая? Выбор за вами. Это хорошо, что есть выбор – это рынок услуг. Но раз есть рынок, появляются и риски. Управляющая компания может наобещать «златые горы», самостоятельно собрать средства, минуя ЕИРЦ, и… исчезнуть, обанкротиться, не расплатившись с поставщиками света, тепла и воды. И когда дом отключат от воды и тепла, пострадают законопослушные граждане, которые за все услуги заплатили – их ждут судебные разбирательства, длящиеся годами. Нужно сказать, что в ДЕЗах тоже есть руководители, которые мечтают о возврате старой схемы – собирать деньги за все услуги без участия ЕИРЦ. Им прозрачная система мешает распоряжаться деньгами других поставщиков по своему усмотрению. Должен предостеречь жителей от выбора таких управляющих компаний. Вот для того чтобы москвичи могли защититься от «минусов» коммунального рынка, правительство Москвы и проводит работу по совершенствованию и развитию единых информационно-расчетных центров.
К примеру, принято решение о развитии единой методики расчета квартплаты. По всей Москве планируется внедрить новую единую автоматизированную систему, которая соединит все городские ЕИРЦ в одну компьютерную сеть, и они смогут пользоваться едиными программами. Планируем, что в полном объеме такая система заработает уже к середине следующего года. В перспективе она сможет обеспечить адресность начислений за счет установки в квартирах счетчиков, показания с которых будут поступать непосредственно в ЕИРЦ. А на днях мэр Москвы подписал Постановление о том, что уже 1 октября в столице появится единый жилищный документ, который заменит целый ряд справок ЕИРЦ: выписку из домовой книги, справку о проверке жилищных условий и копию финансово-лицевого счета на жилую площадь. Этот документ будет выдаваться ЕИРЦ Москвы как жителям города, так и юридическим лицам бесплатно прямо в день обращения.
Дата публикации: 14:08 07 сентября 2005
07.02.2020 - Раздел: Москва / Жилая недвижимость / Элитная недвижимость
Эксперты проанализировали предложения в элитных ЖК Москвы вне ЦАО. Минимальная стоимость предложения 11,1 млн рублей.
07.02.2020 - Раздел: Москва / Жилая недвижимость
Эксперты BuyBuyHouse проанализировали предложения готового жилья вблизи от конечных станций метро Москвы.
04.02.2020 - Раздел: Москва / Жилая недвижимость / Элитная недвижимость
Эксперты проанализировали ситуацию на рынке апартаментов и офисных помещений в ММДЦ «Москва-Сити».
27.01.2020 - Раздел: Москва / Жилая недвижимость / Элитная недвижимость
Эксперты Skolkovo Realty назвали среднюю стоимость однокомнатных апартаментов в Москва-Сити.
25.04.2005 - Раздел: Москва / Жилая недвижимость
Право на жилье гражданам РФ гарантирует 40-я статья Конституции России. При этом она устанавливает, что": малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами".
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru