Раздел: Новостройки и строительство / Москва -
Московское правительство приняло концепцию освоения подземного пространства и основных направлений развития подземной урбанизации в городе. Если сегодня столица ведет активное строительство на земле, то в скором времени начнутся широкомасштабные строительные работы и под землей. Если городу трудно расти вширь, то он может расти вглубь. Мы попросили прокомментировать этот необычный документ председателя Комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике Степана Орлова.
- Проблема освоения подземного пространства города сегодня действительно актуальна. Конечно, любую здравую идею можно довести до абсурда, но в нашем случае, надеюсь, этого не случится. Здесь нужен серьезный и ответственный подход, предусматривающий возможные негативные последствия так называемой подземной урбанизации.
Собственно говоря, приняв концепцию освоения подземного пространства, мы принципиально ничего нового не открыли. Подземные работы в Москве ведутся со времени основания города. О подземной Москве очень много писали начиная с 80-х годов XVIII века. Составляли подробные карты и атласы. В дореволюционных изданиях подробно описываются подземные переходы, подвалы, колодцы, русла рек и ручьев, крепостные погреба и казематы.
Сегодня под землей находятся различные городские коммуникации и объекты жилищно-коммунального хозяйства - трубопроводы, кабельные сети, коллекторы, насосные станции, различные очистные городские сооружения и т.д. Не говоря уже о московском метро, подземных гаражах и торговых центрах. В последнем случае речь идет о торговом центре «Охотный Ряд» под Манежной площадью.
Все эти объекты необходимо, с одной стороны, поддерживать в нормальном состоянии, с другой - строить новые. Однако если сегодня в столице доля подземных сооружений в общей площади объектов, вводимых в эксплуатацию, не превышает 8 процентов, то в западных странах этот уровень составляет 20 - 25 процентов. В этом отношении уникален опыт Монреаля, где под землей расположены улицы и торговые предприятия. Там можно спуститься под землю в одном месте и выйти наружу практически в любой точке города, а не только в центре.
Подземное пространство - серьезный потенциал для размещения различных хозяйственных объектов. В частности, в столичном правительстве считают, что под землей можно размещать до 70 процентов всех гаражей, 80 процентов складских помещений и 30 процентов объектов сферы услуг.
Концепция предполагает создание городской целевой программы освоения подземного пространства Москвы на 2008 - 2010 годы. В частности, уже в следующем году общая площадь объектов подземного строительства в Москве может составить 700 тысяч кв. метров, а к 2010 году - до 1 млн. кв. метров. При этом доля подземных сооружений в общем объеме жилищной и административной застройки может составить 10 процентов, а к 2010 году - до 15 процентов. Как подчеркивал главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, «мы хотим получить комфортное пространство для наших жителей, как это сделано в Монреале и частично в Париже. Первый проект, который мы предполагаем осуществить, - это подземная улица Тверская».
Под землей будут строить не только подземные переходы, но и пешеходные зоны, развлекательные и торговые комплексы. Планируется, что со временем появится подземный дублер Тверской улицы, реорганизации подвергнется и транспортное движение на Пушкинской площади. Работы по строительству подземной пешеходной зоны в центре Москвы начнутся в рамках проекта реконструкции Большой Ленинградки.
Выступая на заседании правительства, которое приняло документ за основу, мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков отметил, что он требует дальнейшей серьезной проработки. В частности, по его мнению, не учтены вопросы размещения под землей тех объектов, которые являются общественной составляющей, но не украшают архитектурный облик города, - трансформаторов, тепловых станций и другой инфраструктуры. «Наше умение организовывать подземное пространство вполне позволяет спрятать эти объекты под землю и улучшить архитектурный облик Москвы», - заметил мэр. Кроме того, по словам Юрия Михайловича, в концепции не учтены последние европейские веяния в размещении автомобилей. Градоначальник подчеркнул, что большинство многоярусных гаражей могли бы разместиться под землей. Сейчас в западных странах получили широкое распространение так называемые подземные необслуживаемые парковки. «Это «колодцы» большого диаметра, в которые опускают автомобили с помощью специальной механической системы, работающей от компьютера, а дальше электроника сама размещает автомобиль в паркинге. Вся процедура занимает две минуты. Мэр Москвы считает, что и нам необходимы такие паркинги, и это должно быть отражено в концепции освоения подземного пространства.
Что касается финансового обеспечения программы, то всего до 2010 года на освоение подземного пространства города планируется потратить 268,7 млн. рублей. Сумма, конечно, не обременительная для городской казны, поскольку львиную долю расходов должны взять на себя частные инвесторы. Правда, пока аналитики сомневаются в том, что инвесторов заинтересует освоение подземного пространства: себестоимость подземного строительства составляет около $3 - 5 тыс. за кв. метр. Правда, московское правительство пообещало, что для привлечения инвесторов будут приниматься меры, то есть предусмотрены особые налоговые льготы, система компенсаций.
Конечно, освоение подземного пространства вызывает определенное беспокойство у специалистов и жителей города. Кабы чего не вышло? Не произойдет ли деформация почв и не возникнут ли глубокие провалы, которые и так происходят сегодня по несколько раз в год. Последний такой обвал грунта, как известно, произошел на Трубной площади в результате аварии в подземном водоводе.
Наверное, какие-то накладки могут случаться. Но если подходить к подземным работам со всей ответственностью, то беспокоиться не стоит. Столичные власти уверяют, что ничего раскапывать и засыпать не придется. Все работы будут вестись закрытым способом, без отселения жилых домов.
Дата публикации: 16:21 22 мая 2007
21.01.2020 - Раздел: Москва / Новостройки и строительство
Эксперты рассказали о том, какая недвижимость пользуются спросом у столичных инвесторов.
16.01.2020 - Раздел: Москва / Новостройки и строительство
Эксперт прогнозирует увеличение доли доходных апартаментов в Москве.
10.09.2019 - Раздел: Москва / Новостройки и строительство
В жилом проекте комфорт-класса «Вестердам», продажи в котором «ИНТЕКО» ведет с использованием механизмов эскроу-счетов, подписаны первые 100 договоров на приобретение квартир.
09.09.2019 - Раздел: Москва / Новостройки и строительство
Согласно данным аналитической службы «НДВ-Супермаркет Недвижимости», средневзвешенная цена на конец II квартала 2019 года в новостройках Троицкого округа составила 76,8 тыс. руб. за кв.м., а Новомосковского – 119,7 тыс. руб. за кв.м, увеличившись по сравнению с первым кварталом на 1,8 и 2,1% соответственно.
09.09.2019 - Раздел: Москва / Новостройки и строительство
Объемы строительства жилья вырастут до 120 млн. кв. м в год. Такие показатели должны быть достигнуты в рамках проекта стратегии развития строительной отрасли РФ до 2030 года. Данный документ подготовлен Минстроем в соответствие с распоряжением правительства РФ, сроки реализации стратегии запланированы на 2019–2030 годы.
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru