Раздел: Коммерческая недвижимость / Россия -
Автор Игорь Воронин Словарь российского делового человека донельзя переполнен иностранными заимствованиями, да и сам этот словарь чаще всего называется бизнес-лексиконом. Рынок коммерческой недвижимости в этом плане вполне может поспорить за пальму первенства с биржей.
В англоязычных странах весь язык финансового рынка по сути своей – разговорный, он до предела метафоричен. В России же каждый термин – это, как правило, юридическая норма, в основе которой – письменный язык. В полной мере это относится и к такому понятию, как брокеридж. Вышедший из залов биржи, этот термин изначально (а в отечественных словарях и по сей день) трактуется так: «комиссия (куртаж), взимаемая биржевым брокером за выполнение поручения клиента». А альтернативой английскому слову brokerage является словосочетание broking commission.
С точки зрения западного рынка понятие брокериджа настолько объемно, что адекватно перевести ее на русский язык не представляется возможным. Поскольку одновременно это не:
– услуга, а финансовый инструмент, или институт, или деньги, за которые брокер будет работать;
– плата за услугу, а комиссия за «то, что я мог бы сделать сам»;
– цена, указанная в договоре, а уже сам договор.
Все приведенное выше можно было бы отнести к российским реалиям, но профессионалы отечественного рынка коммерческой недвижимости решили не осложнять себе жизнь и оперируют понятием «брокеридж» лишь в одном его значении – услуга, оказываемая брокером.
Есть, конечно, некоторые семантические нюансы, но сути дела они не меняют. «Взаимоотношения с арендаторами от их подбора до мирного расставания», «подбор определенных якорных или других арендаторов», «поиск и привлечение арендаторов в торговый комплекс или бизнес-центр в соответствии с концепцией управления объектом» – все эти определения отражают суть механизма брокериджа, причем последнее – наиболее идеализированное. Реалии российского рынка таковы, что зачастую маркетинговое исследование проводит одна компания, разрабатывает концепцию другая, а заполняет объект уже брокер. При этом планировочные решения в ходе разработки меняются, а от первоначальной концепции остается одно название.
Жаргон, на котором говорят участники рынка, посредством средств массовой информации становится полноправным лексическим элементом обиходного языка, и повернуть ситуацию вспять нет практически никаких шансов. На память приходит только один случай «обратного действия» – слово секьюритизация «изобрел» один американский колумнист, а теперь оно прочно вошло в обиход у банкиров и других субъектов рынка ипотеки.
Прервем, однако, этот экскурс в область языкознания. Иначе разговор о реброкиредже, предброкеридже и ко-брокеридже (есть и такие) затянется надолго. Обратимся лучше к реалиям сегодняшнего дня.
Итак, брокер коммерческой недвижимости – это универсал, который ведет сделку с клиентом от первичного контакта до оформления всех необходимых документов. Такой специалист должен не только разбираться во всех тонкостях собственно брокерской деятельности, но и понимать структуру рынка недвижимости, хорошо знать законодательство и виртуозно владеть технологией продаж. Насколько же мы приблизились к этому идеальному образу?
«Российский брокеридж пока далек от идеалов. Более всего его стандарты и практика развиты на рынке США, – отмечает директор департамента инвестиционного консалтинга компании Colliers International Николай Казанский. – Рост числа брокеров и их профессионального уровня напрямую зависит от степени развития рынка коммерческой недвижимости. В начале 90-х годов прошлого века на отечественном рынке жилья, который сформировался первым, начали открываться многочисленные агентства недвижимости. Профессиональные проекты коммерческой недвижимости появились во второй половине 1990-х. В Петербурге это были несколько бизнес-центров класса А, объектов же профессионального ритейла и логистики в то время еще не было. С этого же момента появился профессиональный брокеридж коммерческих площадей».
Изначально брокеры занимались стрит-ритейлом, затем подключились к сдаче в аренду бизнес-центров, формировавшихся на базе НИИ и прочих административных зданий. Тогда спрос превышал предложение, поэтому особых проблем со сдачей помещений не было.
Более-менее профессиональный брокеридж появился только в последние годы, когда сектор торговой недвижимости начал развиваться по-настоящему. В этом сегменте большую роль играет концепция, которая разрабатывается еще до начала строительства. В ритейле важно не столько привлечь арендатора, сколько правильно сформировать сетку арендных ставок, чтобы максимизировать общий доход. Именно в этой сфере брокеры могли предложить полноценные услуги.
В последние два-три года можно говорить и о массовом брокеридже в офисном секторе, что связано с ростом темпов ввода офисных площадей, а также объемов проектов. Сектор логистики начал прогрессировать недавно и сразу же потребовал участия брокера.
Инвестиционный брокеридж активно развивается последние два года, с приходом на рынок международных инвестиционных фондов и девелоперских компаний. Последнее объясняется характерной чертой Петербурга – интересом покупателей не только к готовым, но и девелоперским проектам.
«Сейчас рынок меняется, – констатирует Николай Казанский. – Я прогнозирую развитие и такого направления в брокеридже, как услуги предоставления арендаторов (tenant representation). С одной стороны, когда на рынке много проектов, арендовать помещение нетрудно. С другой – именно на таком рынке консультант может помочь арендовать помещение на наиболее выгодных условиях. При использовании механизма tenant representation вознаграждение мотивирует брокера выторговать наиболее интересные условия для компании-арендатора».
Особенности российского брокериджа, по мнению большинства опрошенных экспертов, обусловлены спецификой национальной психологии. Так, руководитель отдела торговой недвижимости компании London Consulting & Management Company Анастасия Балмочных уверена, что эти особенности определяет прежде всего самобытная ментальность нашего народа, предполагающая стремление сделать все самому, желательно подешевле и побыстрее. «Итог, естественно, плачевный: плохая заполняемость торговых центров, некачественное зонирование пространства, низкий покупательский трафик, – поясняет она. – Девелоперы (особенно это касается регионов) пытаются решить большинством проблем самостоятельно. Например, создают свои отделы брокериджа, чтобы сдавать торговые площади в аренду. Надо ли говорить, что такие отделы не могут похвастать ни профессионализмом, ни опытом. Аутсорсинг в регионах, естественно, не приветствуется – дорого. В результате ситуацию в торговом сегменте некоторых городов, где отношения с арендаторами выстраивали непрофессиональные брокеры, на сегодняшний день поправить практически невозможно. На текущей стадии уже бесполезно приглашать консультантов: имидж проектов загублен, а распределение арендаторов по торговым центрам проведено случайным образом. Впрочем, зная, насколько иногда сложно выстроить адекватный диалог с собственником, крупные компании, предоставляющие услуги брокериджа, нечасто выходят на региональные рынки. Правда, в связи с кризисом девелоперы стали стремиться максимально снизить риски, поэтому наметилась динамика увеличения числа сделок с профессиональными брокерскими компаниями».
«У нас существуют определенные рекламные приемы, особенность которых связана с отечественным менталитетом и историческим опытом России, – делится секретами президент инвестиционной группы Sesegar, партнер ирландской девелоперской группы Redquartz International Ирина Жарова-Райт. – Для наших клиентов положительным аспектом, говорящим о качестве, является дефицитность товара. Когда мои европейские партнеры выстраивают рекламную кампанию, ориентированную на российского покупателя, я всегда советую в рекламе указывать, что объект недвижимости является эксклюзивным (то есть дефицитным в нашем понимании) предложением».
Впрочем, у теории «русского брокериджа» есть не только сторонники, но и противники. Последние полагают, что все дело во временном отсутствии элементарного опыта. «Вряд ли можно с уверенностью говорить, что российский брокеридж имеет ярко выраженные национальные особенности. Дело в том, что в России (по сравнению с той же Европой) он стал развиваться не так давно. Однако рынок у нас становится все более цивилизованным, и собственники уже осознали, что функционирование крупных объектов – бизнес- и торговых центров, заводов и пр. – нуждается в услугах профессиональных брокеров. И чем быстрее собственник осознает это, тем легче ему будет в дальнейшем», – полагает Любовь Шарапова, руководитель отдела брокериджа группы компаний «СлавГрад».
В свою очередь, генеральный директор компании «БестЪ. Коммерческая недвижимость» Георгий Рыков считает, что в России брокеридж развивается так же, как и во всем мире. «Когда рынок в России только появился, этот вид услуг был новым для нас. Рыночные изменения шли вместе с совершенствованием услуги. Однако существенных особенностей у отечественного брокериджа нет», – говорит он.
Профессиональный брокер, убеждены эксперты, должен быть связующим звеном между объектом недвижимости и арендатором. Проще говоря, он должен, во-первых, обеспечивать за счет данного арендатора вклад в капитализацию объекта, а во-вторых, повышать эффективность бизнеса самого арендатора. Следовательно, брокер должен служить посредником и консультантом для обеих сторон, то есть на брокера возлагается и маркетинговая функция.
«К сожалению, отечественные брокеры зачастую не учитывают этих факторов, – сетует координатор по работе с арендаторами компании EKE Group Лилия Багаутдинова. – Они занимаются просто организацией сдачи объекта в аренду, их основная задача – получить комиссионные, которые брокер берет просто за знакомство арендатора с арендодателем. При этом процедура подбора арендатора игнорируется – привлекается любой, выразивший заинтересованность».
Определяющей характеристикой роста и эволюции российского брокериджа, как полагает Лилия Багаутдинова, должно стать повышение качества услуги и профессионализма персонала – самих брокеров. Ведь в данной деятельности основную роль играет сам человек (его профессионализм – знания и умения), а не какие-либо инструменты и материалы. Консалтинговые компании должны заботиться прежде всего о постоянном повышении квалификации своих сотрудников, так как в итоге, реализуя услугу на рынке, они продают профессиональные навыки специалистов, работающих у них.
«Сегодняшнее положение брокериджа в России довольно тяжелое, – говорит госпожа Багаутдинова. – В данной кризисной ситуации очень трудно его осуществлять. Хотя в этом как раз особенность данной деятельности: когда рынок идет вниз, брокеридж – тоже, так как иногда просто отпадает надобность в этой услуге. В таких условиях выживают как раз наиболее сильные брокеры – те, кто не экономил на повышении квалификации персонала».
Георгий Рыков настроен более оптимистично: «Брокеридж – это услуга, она эволюционирует, правда, не очень заметно, потому как суть ее неизменна. Сейчас сектор услуг во многих отраслях сокращается, чего нельзя сказать о брокеридже. Он востребован, потому что нельзя обойтись без работающих бизнес- и торговых центров».
Илья Еременко, генеральный директор компании Praktis Consulting & Brokerage:
На Западе профессиональные брокеры обеспечивают 10% сделок с коммерческой недвижимостью. В России до таких показателей пока далеко. Тем не менее рынок с каждым годом движется к разделению труда: девелопер создает объекты, собственник получает доход, брокер сдает или продает коммерческие площади, управляющий – управляет.
Безусловно, кризис повлиял и на брокерскую деятельность на рынке коммерческой недвижимости. Ранее мы имели рынок собственника, арендодателя и дефицит площадей, сегодня – у нас рынок арендатора и покупателя. Таким образом, с одной стороны, собственники и девелоперы больше заинтересованы в брокерских услугах, поскольку спрос уменьшился и сроки экспозиции объектов на рынке возрастают. С другой – у брокеров появляется возможность предлагать арендаторам более выгодные условия на основании более широкого перечня объектов и оптимизации условий аренды при переговорах с собственниками. Размеры брокерской комиссии в некоторых случаях также претерпят изменения, причем не обязательно в меньшую сторону, поскольку продавать на сжимающемся рынке становится труднее.
Полагаю, что остающиеся на рынке девелоперы и собственники будут сокращать издержки за счет собственных брокерских подразделений и прибегать к услугам аутсорсинга. Это разумно, поскольку у профессиональных брокеров более широкий рыночный горизонт, а система оплаты привязана к результату (сочетание фиксированной и бонусной составляющих). Следовательно, у брокеров будет расти специализация по конкретным сегментам.
Игорь Воронин
Дата публикации: 10:25 27 января 2009
05.09.2019 - Раздел: Коммерческая недвижимость
Самые компактные коммерческие помещения в новостройках в 2019 году располагаются в г. Краснодаре, их площадь составляет всего 10,0 кв. м. Как правило, они рассчитаны для сферы услуг, например, ремонта обуви и изготовления ключей. Одни из самых просторных площадей предлагаются в Москве - 2 844,6 кв. м, Ростове-на-Дону - 1 393,8 кв. м и Перми - 1 359,4 кв. м. Такая нарезка востребована у федеральных торговых сетей, детских центров и фитнес клубов, где необходимо четкое следование санитарным нормам по площади помещений. В среднем же по России доля коммерческих помещений на первых этажах составляет около 3-10% от общей площади объекта. К таким выводам пришли аналитики федеральной компании «Талан».
22.12.2009 - Раздел: Коммерческая недвижимость / Земельные участки
Депутаты Госдумы рассмотрели вопрос, связанный с продлением периода льготной приватизации. Закон был принят во втором чтении с 6 поправками. В итоге, срок действия льготной приватизации скорректировали и продлили еще на два года.
16.06.2016 - Раздел: Коммерческая недвижимость
Портал Domofond.ru провел масштабное исследование рынка коммерческой недвижимости в 14 российских городах-миллионниках, сравнив стоимость 1 кв. м в январе-мае 2016 года с аналогичным показателем прошлого года.
10.11.2004 - Раздел: Коммерческая недвижимость
Многие предприниматели, начиная бизнес, сталкиваются с проблемой аренды нежилых помещений. Помимо того что надо подобрать помещение, устраивающее по всем параметрам, требуется еще грамотно составить договор. Что должен содержать договор аренды, на какие моменты необходимо обратить внимание при его подписании?
26.01.2016 - Раздел: Коммерческая недвижимость
Наш читатель Светлана спрашивает: "Продаем квартиру на первом этаже, угловую, 104 кв. м., в новостройке, можно использовать под офис или магазин. Какие есть особенности такой продажи? Какие нужны для этого документы?"
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru