Раздел: Новостройки и строительство / Россия - Источник: Мир и дом

Строить без лицензии: pro et contra

Строить без лицензии: pro et contra

Распечатать публикацию

Добавить в закладки

В стране продолжается формирование свободной экономики, интегрированной в международный рынок. В последнее время, и это стоит особо отметить, была кардинально изменена сама идея публичного вмешательства в предпринимательскую сферу. В частности, существенной коррекции подверглась юридическая база технического нормирования и регулирования.

Ранее государство детально регламентировало деятельность в социально значимых сферах. Принятие в 2003 г. Закона "О техническом регулировании" позволило воплотить многократно декларированную идею - на практике снимать административные барьеры. Теперь государство устанавливает лишь требования, которые минимально необходимы для обеспечения безопасности, оставляя многие иные вопросы для решения самим участникам рынка, в том числе саморегулируемым организациям. Сегодня одним из основных видов государственного упорядочивающего воздействия на предпринимательство является лицензирование отдельных видов этой активности. Именно в этом контексте следует рассматривать и готовящиеся изменения в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" N128-ФЗ.

Как известно, этот законопроект был рассмотрен и одобрен на заседании Комитета Государственной думы по собственности и был рекомендован к принятию в первом чтении. В случае одобрения он должен вступить в силу с 1 января 2007 г.

Нынешнюю ситуацию в лицензировании определяет действующий сейчас ГОСТ - Государственный стандарт СССР 27751-88 (СТ СЭВ 384-87) "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения по расчету", который утвержден и введен в действие постановлением Госстроя СССР от 25 марта 1988 г. N48. Кстати заметим, что хотя Росстрой и принял постановление, отменяющее данный ГОСТ, Минюст этому документу в государственной регистрации отказал.

Исходя из ГОСТа, лицензированию подлежат здания и сооружения:

  • во-первых, повышенного уровня ответственности, принимаемого для зданий и сооружений, отказы которых могут привести к тяжелым экономическим, социальным и экологическим последствиям (резервуары для нефти и нефтепродуктов вместимостью 10 000 куб.м и более, магистральные трубопроводы, производственные здания с пролетами 100 м и более, а также уникальные здания и сооружения);
  • во-вторых, нормального уровня ответственности, принимаемого для зданий и сооружений массового строительства (жилые, общественные, производственные, сельскохозяйственные здания и сооружения).

    В лицензии - спасение!

    Инициатор изменений в лицензировании - Министерство экономического развития и торговли - уже несколько лет назад указывало на избыточность лицензирования ряда видов деятельности. Кроме того, за данные новации активно высказывались европейские страны-члены ВТО. Такая позиция государственного ведомства не лишена легального обоснования. Ведь в законопроекте определен критерий возможности административного вмешательства в экономику. Это наличие риска нанесения ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов России. Согласитесь, достаточно сложно представить, какой ущерб могли бы нанести обороне или культурному наследию ломбарды или физкультурно-оздоровительные центры, лицензирование которых требовалось до внесения в закон соответствующих изменений.

    Строительная деятельность, безусловно, сопряжена с риском нанесения ущерба жизни, здоровью граждан и имущественным правам граждан и юридических лиц. Однако законопроект предусматривает и второй критерий оправданности лицензирования: его остаточный характер. Это означает, что лицензирование, будучи весьма серьезным ограничением правоспособности субъектов предпринимательской деятельности, применяется только к тем сферам хозяйствования, регулирование которых не может осуществляться другими методами, кроме лицензирования. Значит, это новое положение является отражением тенденции смягчения публичного воздействия на бизнес.

    Следует отметить, что в строительстве имеется ряд других методов государственного регулирования, которые обеспечат соблюдение требований безопасности.

    Во-первых, в соответствии с Градостроительным кодексом, существует обязательная экспертиза всей проектной документации. И только потом выдается разрешение на строительство, без чего невозможно вести никакие строительные работы.

    Во-вторых, до принятия соответствующих технических регламентов продолжают действовать обязательные требования к безопасности строительных материалов.

    В-третьих, существует государственный строительный надзор. Его смысл - проверка соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов и проектной документации. И надзор такой осуществляется наряду с текущим строительным контролем самого застройщика.

    В-четвертых, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства (реконструкции) здания и сооружения в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, а также соответствие данных объектов градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

    Долой формализм

    Однако, несмотря на достаточно убедительное обоснование позиции авторов законопроекта, существуют прямо противоположные точки зрения. Здесь по одну сторону фронта оказались как крупные игроки строительного рынка, так и сами лицензирующие органы: Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и работающий при нем Федеральный лицензионный центр.

    Основные аргументы против отмены лицензирования следуют из анализа ситуации. Даже сейчас, когда ограничен доступ на рынок небольшим компаниям без опыта работы, нередки несчастные случаи, и часто встречается невысокое качество строительства. Противники отмены лицензирования уверяют, что при отмене лицензирования весь этот негатив возрастет в разы. Здесь есть резон. Ведь сама природа строительства связана с повышенной опасностью и большим риском нанесения ущерба жизни и здоровью граждан. Опасность усиливается, так как строительство является массовым. Естественно, неквалифицированное выполнение работ может привести к непоправимо тяжким последствиям.

    Кроме того, лицензирование отсечет строительные компании, которые не соответствуют установленным требованиям и не отвечают необходимым условиям безопасности. Гарантией станет также и последующий контроль над лицензиатом. Что важно, учитывая правовой нигилизм многих недобросовестных участников строительного рынка.

    В Постановлении Правительства РФ "О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства" (от 21 марта 2002 г. N174) определены требования к соискателю лицензии: квалификационные требования к работникам соискателя-юридического лица или к самому индивидуальному предпринимателю, в том числе по регулярному повышению квалификации, наличию у соискателя необходимых для строительства или проектирования средств, оборудования и инструментов. Кроме того, соискатель должен располагать собственной системой контроля за качеством выполняемых работ и выпускаемой продукции.

    Сухой остаток

    Позиция Росстроя и подведомственных ему структур, выступающих за необходимость отмены лицензирования, объяснима - ведь именно из их компетенции изымается столь значимый сектор. По мнению Андрея Шаронова, замминистра МЭРТ, лицензирование "сводится к элементарной покупке документа", причем гораздо дороже 1300 руб. - а именно столько устанавливает Налоговый кодекс РФ (ст. 333.33).

    Представляется, что отмена лицензирования не должна привести к катастрофам. Планируются изменения в Градостроительный кодекс и будут приняты технические регламенты по проектировке и строительству. Если говорить о строительстве многоквартирных домов, где заказчики-граждане имеют наиболее слабые информационные и контрольные возможности, то здесь в готовящемся Законе "О долевом участии в строительстве" предусмотрены дополнительные гарантии, исключающие произвол застройщиков. Кроме того, строительный рынок в России в значительной мере сформирован, на нем сложились определенные корпоративные отношения. Это позволит создать полноценные эффективно действующие саморегулируемые организации, обладающие функциями контроля и надзора за своими членами. Кстати, нечто похожее было в свое время при отмене лицензирования риэлторской деятельности. Тогда также предвещали усиление криминогенной обстановки, засилье некомпетентных и даже злоумышленных компаний-однодневок. Однако ничего этого не произошло. На риэлторском рынке после отмены лицензирования остались те же компании, что зарекомендовали себя ранее, а рынок сбалансировался без внешнего управляющего воздействия.

    Сегодня лицензирование превратилось в формальную процедуру, которую недобросовестный предприниматель сможет легко обойти. Зато добросовестному представителю малого бизнеса лицензирование существенно затрудняет работу. В будущем же ведущую роль должны играть не административно-разрешительные средства, а нормальный рыночный механизм конкуренции.

  • Дата публикации: 10:13 04 октября 2005

    Источник: bpn.ru



    Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.


    Новостройки и строительство - Россия - последние новости

    Популярные публикации в разделе Новостройки и строительство - Россия

    Объемы нового строительства по итогам 2018 года лишь в каждом четвертом крупном городе соответствуют целевым значениям

    Объемы нового строительства по итогам 2018 года лишь в каждом четвертом крупном городе соответствуют целевым значениям

    05.09.2019 - Раздел: Новостройки и строительство

    В 2018 году объём жилищного строительства в России снизился на 4% и составил 75,7 млн кв. м. Детальная статистика на муниципальном уровне выходит с заметным запозданием и изучить динамику на уровне отдельных городов и агломераций можно лишь сейчас.

    Рынок новостроек во второй половине 2019 года

    Рынок новостроек во второй половине 2019 года

    03.09.2019 - Раздел: Новостройки и строительство

    Сентябрь – традиционное начало не только нового учебного года, но и время повышения деловой активности. Эксперты ГК «Атлант» проанализировали текущую ситуацию на рынке новостроек Московского региона и поделились прогнозами по развитию сегмента до конца 2019 года.

    Квартиры, которые предлагаются на первичном рынке прямо сейчас, уже подорожали на 5,4 процента

    Квартиры, которые предлагаются на первичном рынке прямо сейчас, уже подорожали на 5,4 процента

    01.08.2019 - Раздел: Новостройки и строительство

    Аналитический центр ЦИАН изучил, как сейчас растут цены в процессе реализации квартир в новостройках. Сравнивались актуальные цены предложения конкретных квартир с ценами при первой публикации. Учитывались предложения, где за период реализации квартир было проведено хотя бы одно изменение цены, а также объявления, которые находились в реализации более 15 дней.

    Ввод жилья в России по итогам полугодия вырос на 3,7 процента

    Ввод жилья в России по итогам полугодия вырос на 3,7 процента

    17.07.2019 - Раздел: Новостройки и строительство

    В январе-июне 2019 года в РФ ввели в эксплуатацию 30,1 млн кв.м жилья, что на 3,7% больше показателя за аналогичный период прошлого года, сообщила Федеральная служба государственной статистики (Росстат).

    НКО «ПОВС застройщиков» передала в «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства» более 705 млн руб. страховых премий

    НКО «ПОВС застройщиков» передала в «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства» более 705 млн руб. страховых премий

    06.08.2019 - Раздел: Новостройки и строительство

    НКО «ПОВС застройщиков» перечислила на номинальный счет публично-правовой компании «Фонд по защите прав граждан-участников долевого строительства» 705 393 067 рублей, составивших 99% от полученной страховой премии, приходящейся на неистекший срок страхования. При этом 99% - это обозначенная действующим законодательством РФ цифра, при расчете части подлежащей перечислению страховой премии учитывался срок страхования, равный периоду несения ответственности по договору страхования - с учетом двухлетнего срока по истечении предусмотренного ДДУ срока передачи выгодоприобретателю жилого помещения. Денежные средства были перечислены 1 и 2 августа 2019 года.


    Пользователям

    Разместить объявление

    Контакты

    По вопросам обращаться: info@bpn.ru

    BPN.RU © 2004-2012