Раздел: Новостройки и строительство / Россия -
В стране продолжается формирование свободной экономики, интегрированной в международный рынок. В последнее время, и это стоит особо отметить, была кардинально изменена сама идея публичного вмешательства в предпринимательскую сферу. В частности, существенной коррекции подверглась юридическая база технического нормирования и регулирования.
Ранее государство детально регламентировало деятельность в социально значимых сферах. Принятие в 2003 г. Закона "О техническом регулировании" позволило воплотить многократно декларированную идею - на практике снимать административные барьеры. Теперь государство устанавливает лишь требования, которые минимально необходимы для обеспечения безопасности, оставляя многие иные вопросы для решения самим участникам рынка, в том числе саморегулируемым организациям. Сегодня одним из основных видов государственного упорядочивающего воздействия на предпринимательство является лицензирование отдельных видов этой активности. Именно в этом контексте следует рассматривать и готовящиеся изменения в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" N128-ФЗ.
Как известно, этот законопроект был рассмотрен и одобрен на заседании Комитета Государственной думы по собственности и был рекомендован к принятию в первом чтении. В случае одобрения он должен вступить в силу с 1 января 2007 г.
Нынешнюю ситуацию в лицензировании определяет действующий сейчас ГОСТ - Государственный стандарт СССР 27751-88 (СТ СЭВ 384-87) "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения по расчету", который утвержден и введен в действие постановлением Госстроя СССР от 25 марта 1988 г. N48. Кстати заметим, что хотя Росстрой и принял постановление, отменяющее данный ГОСТ, Минюст этому документу в государственной регистрации отказал.
Исходя из ГОСТа, лицензированию подлежат здания и сооружения:
Инициатор изменений в лицензировании - Министерство экономического развития и торговли - уже несколько лет назад указывало на избыточность лицензирования ряда видов деятельности. Кроме того, за данные новации активно высказывались европейские страны-члены ВТО. Такая позиция государственного ведомства не лишена легального обоснования. Ведь в законопроекте определен критерий возможности административного вмешательства в экономику. Это наличие риска нанесения ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов России. Согласитесь, достаточно сложно представить, какой ущерб могли бы нанести обороне или культурному наследию ломбарды или физкультурно-оздоровительные центры, лицензирование которых требовалось до внесения в закон соответствующих изменений.
Строительная деятельность, безусловно, сопряжена с риском нанесения ущерба жизни, здоровью граждан и имущественным правам граждан и юридических лиц. Однако законопроект предусматривает и второй критерий оправданности лицензирования: его остаточный характер. Это означает, что лицензирование, будучи весьма серьезным ограничением правоспособности субъектов предпринимательской деятельности, применяется только к тем сферам хозяйствования, регулирование которых не может осуществляться другими методами, кроме лицензирования. Значит, это новое положение является отражением тенденции смягчения публичного воздействия на бизнес.
Следует отметить, что в строительстве имеется ряд других методов государственного регулирования, которые обеспечат соблюдение требований безопасности.
Во-первых, в соответствии с Градостроительным кодексом, существует обязательная экспертиза всей проектной документации. И только потом выдается разрешение на строительство, без чего невозможно вести никакие строительные работы.
Во-вторых, до принятия соответствующих технических регламентов продолжают действовать обязательные требования к безопасности строительных материалов.
В-третьих, существует государственный строительный надзор. Его смысл - проверка соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов и проектной документации. И надзор такой осуществляется наряду с текущим строительным контролем самого застройщика.
В-четвертых, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства (реконструкции) здания и сооружения в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, а также соответствие данных объектов градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Однако, несмотря на достаточно убедительное обоснование позиции авторов законопроекта, существуют прямо противоположные точки зрения. Здесь по одну сторону фронта оказались как крупные игроки строительного рынка, так и сами лицензирующие органы: Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и работающий при нем Федеральный лицензионный центр.
Основные аргументы против отмены лицензирования следуют из анализа ситуации. Даже сейчас, когда ограничен доступ на рынок небольшим компаниям без опыта работы, нередки несчастные случаи, и часто встречается невысокое качество строительства. Противники отмены лицензирования уверяют, что при отмене лицензирования весь этот негатив возрастет в разы. Здесь есть резон. Ведь сама природа строительства связана с повышенной опасностью и большим риском нанесения ущерба жизни и здоровью граждан. Опасность усиливается, так как строительство является массовым. Естественно, неквалифицированное выполнение работ может привести к непоправимо тяжким последствиям.
Кроме того, лицензирование отсечет строительные компании, которые не соответствуют установленным требованиям и не отвечают необходимым условиям безопасности. Гарантией станет также и последующий контроль над лицензиатом. Что важно, учитывая правовой нигилизм многих недобросовестных участников строительного рынка.
В Постановлении Правительства РФ "О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства" (от 21 марта 2002 г. N174) определены требования к соискателю лицензии: квалификационные требования к работникам соискателя-юридического лица или к самому индивидуальному предпринимателю, в том числе по регулярному повышению квалификации, наличию у соискателя необходимых для строительства или проектирования средств, оборудования и инструментов. Кроме того, соискатель должен располагать собственной системой контроля за качеством выполняемых работ и выпускаемой продукции.
Позиция Росстроя и подведомственных ему структур, выступающих за необходимость отмены лицензирования, объяснима - ведь именно из их компетенции изымается столь значимый сектор. По мнению Андрея Шаронова, замминистра МЭРТ, лицензирование "сводится к элементарной покупке документа", причем гораздо дороже 1300 руб. - а именно столько устанавливает Налоговый кодекс РФ (ст. 333.33).
Представляется, что отмена лицензирования не должна привести к катастрофам. Планируются изменения в Градостроительный кодекс и будут приняты технические регламенты по проектировке и строительству. Если говорить о строительстве многоквартирных домов, где заказчики-граждане имеют наиболее слабые информационные и контрольные возможности, то здесь в готовящемся Законе "О долевом участии в строительстве" предусмотрены дополнительные гарантии, исключающие произвол застройщиков. Кроме того, строительный рынок в России в значительной мере сформирован, на нем сложились определенные корпоративные отношения. Это позволит создать полноценные эффективно действующие саморегулируемые организации, обладающие функциями контроля и надзора за своими членами. Кстати, нечто похожее было в свое время при отмене лицензирования риэлторской деятельности. Тогда также предвещали усиление криминогенной обстановки, засилье некомпетентных и даже злоумышленных компаний-однодневок. Однако ничего этого не произошло. На риэлторском рынке после отмены лицензирования остались те же компании, что зарекомендовали себя ранее, а рынок сбалансировался без внешнего управляющего воздействия.
Сегодня лицензирование превратилось в формальную процедуру, которую недобросовестный предприниматель сможет легко обойти. Зато добросовестному представителю малого бизнеса лицензирование существенно затрудняет работу. В будущем же ведущую роль должны играть не административно-разрешительные средства, а нормальный рыночный механизм конкуренции.
Дата публикации: 10:13 04 октября 2005
05.09.2019 - Раздел: Новостройки и строительство
В 2018 году объём жилищного строительства в России снизился на 4% и составил 75,7 млн кв. м. Детальная статистика на муниципальном уровне выходит с заметным запозданием и изучить динамику на уровне отдельных городов и агломераций можно лишь сейчас.
03.09.2019 - Раздел: Новостройки и строительство
Сентябрь – традиционное начало не только нового учебного года, но и время повышения деловой активности. Эксперты ГК «Атлант» проанализировали текущую ситуацию на рынке новостроек Московского региона и поделились прогнозами по развитию сегмента до конца 2019 года.
01.08.2019 - Раздел: Новостройки и строительство
Аналитический центр ЦИАН изучил, как сейчас растут цены в процессе реализации квартир в новостройках. Сравнивались актуальные цены предложения конкретных квартир с ценами при первой публикации. Учитывались предложения, где за период реализации квартир было проведено хотя бы одно изменение цены, а также объявления, которые находились в реализации более 15 дней.
17.07.2019 - Раздел: Новостройки и строительство
В январе-июне 2019 года в РФ ввели в эксплуатацию 30,1 млн кв.м жилья, что на 3,7% больше показателя за аналогичный период прошлого года, сообщила Федеральная служба государственной статистики (Росстат).
06.08.2019 - Раздел: Новостройки и строительство
НКО «ПОВС застройщиков» перечислила на номинальный счет публично-правовой компании «Фонд по защите прав граждан-участников долевого строительства» 705 393 067 рублей, составивших 99% от полученной страховой премии, приходящейся на неистекший срок страхования. При этом 99% - это обозначенная действующим законодательством РФ цифра, при расчете части подлежащей перечислению страховой премии учитывался срок страхования, равный периоду несения ответственности по договору страхования - с учетом двухлетнего срока по истечении предусмотренного ДДУ срока передачи выгодоприобретателю жилого помещения. Денежные средства были перечислены 1 и 2 августа 2019 года.
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru