Раздел: Рынок недвижимости / Жилищные программы / Москва -
Недавно правительство Москвы предложило вниманию Городской Думы свой вариант определения проходного балла, необходимого для признания малоимущим и принятия на учет по улучшению жилищных условий. Проект закона вызвал массу вопросов и сомнений у заинтересованных сторон. На щекотливую тему заглядывания в чужой кошелек наш обозреватель Сергей Домнин беседует с одним из авторов документа, заместителем руководителя Департамента жилищной политики Николаем Федосеевым.
- Николай Викторович, наверняка не все читатели знакомы с предложениями правительства. Поясните, что в представлении департамента означает понятие "малоимущий"?
- В основу мы положили ответ на вопрос - способна ли данная семья за время пребывания в очереди сама, без посторонней помощи, накопить средства на квартиру, отвечающую требованиям социального стандарта.
По нашей схеме решение задачи начинается с фиксирования среднемесячного дохода семьи. Из него вычитаем минимально необходимые расходы на жизнь, исходя из официального прожиточного минимума. В Москве он сегодня составляет 4 216 руб. 55 коп. в месяц на человека. Все остальное откладывается на жилье. Суммируем накопления за предполагаемое время нахождения в очереди. Сейчас ждать приходится примерно 20 лет. Параллельно оцениваем дорогостоящее имущество семьи: гаражи, дачи, земельные участки, автомобили. То есть то, что облагается налогом. Считается, что все это может быть продано для приобретения квартиры. Таким образом, получаем максимальную сумму, которую способна набрать семья. Кроме того, определяем, сколько же ей денег необходимо. Для этого недостающую данной семье до социальной нормы площадь умножаем на рыночную цену квадратного метра в типовом панельном доме. Остается лишь сравнить результаты. Если накоплений для покупки не хватает, семья признается малоимущей.
- Первый вопрос, который приходит, - откуда вы намерены черпать информацию?
- Он приходит не только вам... По части сведений о доходах можно опереться на опыт ипотечных банков. В перспективе можно рассчитывать на данные налоговых инспекций. Наличие второго жилья в собственности у заявителя или членов его семьи мы давно проверяем при постановке на учет. Права на гаражи, иную недвижимость в городе в большинстве случаев тоже зарегистрированы. Вот автомобилями мы никогда раньше не занимались. Но формально нет препятствий выяснить и это.
Простите за отклонение от серьезного тона, но в крайнем случае можно хоть сейчас пойти на рынок и купить базу данных ГИБДД, и все сразу станет ясно в отношении любого очередника. Очевидно, что это не аргумент для отказа в постановке на очередь, но достаточное основание для официального запроса.
Сложнее с информацией о недвижимости за пределами города, прежде всего о дачах. Однако думаю, что и с областью мы найдем общий язык. Сейчас постановка на учет носит заявительный характер, мы вынуждены верить гражданам на слово. Но дистанция от постановки на очередь до получения жилья пока исчисляется десятилетиями, и у нас есть время наладить проверку. Пока мы просто предупреждаем человека, что как минимум один раз перед включением его в план предоставления жилья какого-нибудь 2020 года, мы проверим его материальное положение.
- Всем ли очередникам предстоит пройти сквозь это чистилище?
- Сразу хочу успокоить очередников со стажем - нет, не всем. На граждан, которых принимали на учет до 1 марта 2005 года, то есть до вступления в силу нового Жилищного кодекса, имущественный ценз не распространяется. А значит, еще многие годы люди будут получать бесплатные квартиры без всяких справок о доходах. Материальная обеспеченность имеет значение только для приема на учет новых граждан.
- Если семья по своим доходам оказалась в "приграничной полосе", но не признана малоимущей, ее положение безнадежно?
- Если доход семьи оказался на 100 или 1 000 рублей выше установленной планки, мы понимаем, что на эти деньги все равно невозможно купить квартиру на рынке, даже в кредит. Для таких случаев параллельно разрабатываем новый закон, куда, в частности, войдет положение о льготных программах. Предположим, гражданин соответствует прежним требованиям - десять лет прожил в Москве, не ухудшал в течение последних пяти лет жилищных условий и, главное, имеет меньше 10 кв. метров общей площади на человека для отдельных квартир и 15 кв. метров для коммунальных, но не признан малоимущим. Он сможет участвовать в городских жилищных социальных программах.
- Значит, появится несколько очередей?
- Нет, чтобы не запутать людей, впредь будет выстраиваться одна очередь малоимущих на получение бесплатного жилья. А, кроме того, организуем учет более обеспеченных граждан для участия в социальных программах - кому какая больше подходит.
Причем, признанные малоимущими не смогут в них участвовать, поскольку у людей для этого нет денег. Если же они со временем появились, то придется покинуть очередь и вступить в одну из программ. Иными словами, либо одно, либо другое.
- Кто будет признавать людей малоимущими?
- Предполагаем, что это поручат органам социальной защиты. Ведь сегодня закладывается первый камень в общую систему предоставления помощи малоимущим гражданам по всем направлениям. Должен быть единый механизм, единые критерии, единая методика признания малоимущим. Если человек один раз по какому-то поводу признан таковым, значит, на него должны распространяться все остальные льготы в отношении малоимущих.
- Стоило ли городить такой методический огород в условиях глобальной невозможности оценить обеспеченность семьи? Я имею в виду "серые" зарплаты и отсутствие достоверных баз данных об имуществе.
- За нами никто не гонится, эти сведения понадобятся через 15 - 20 лет. За это время многое изменится. Государству в любом случае придется создавать нормальную фискальную систему. Да, сегодня она не эффективна. Но, думаю, лет через пять станет намного совершенней. Во всех развитых странах сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов рассматривается как тяжкое преступление против государства. Когда за конверты у нас начнут реально преследовать и работодателя, и работника, глядишь, и ситуация изменится.
- Человека сегодня поставили на учет как малоимущего, а года через два, глядишь, ему повысили зарплату, он "преодолел" символический барьер. И что?
- Сразу снимем его с учета нуждающихся на основании Жилищного кодекса. Потому что отпали основания для постановки на учет.
- Но время-то упущено. Он многие годы зря простоял в очереди?
- Вы опять забываете, что он сразу получит возможность вступить в одну из социальных жилищных программ.
- Будут и другие варианты. Кто-то через несколько лет, наоборот, вернется в разряд малоимущих...
- И тогда он снова придет к нам с документами, и мы поставим его на учет. С новой датой постановки. Так решил федеральный законодатель. И в этом есть логика. Иначе возможны такие ситуации: очередник спустя какое-то время начинает хорошо зарабатывать, а перед самым получением жилья уходит с работы для подтверждения низкой обеспеченности. Чего не сделаешь ради бесплатной квартиры?! Такие случаи известны из западной практики.
- Проект только в начале пути к утверждению. Много ли у него оппонентов?
- Пока не пришлось столкнуться с резко отрицательной реакцией, хотя после думских дебатов в прессе появились публикации с оттенками типа: "Ну вот, теперь выгодно быть нищими". Но почему мы так боимся правды? В тех же развитых странах есть социальные дома, которые тоже предназначены для малоимущих, в первую очередь, безработных. Но сознание граждан там таково, что основной массе людей стыдно обращаться за такой помощью и жить в таком доме. А у нас не зазорно бравировать тем, что удалось "оторвать" у города бесплатную квартиру. Менталитет разный. И новый появится не скоро. Тем не менее, уже сейчас, думаю, следует объяснять, что не гоже здоровому дееспособному человеку сидеть на шее у государства.
P.S. Судите сами, как ни упрощена столичная методика в сравнении с федеральными рекомендациями, но и за ее деревьями леса все равно не видно. Всех в первую очередь интересует, начиная с какого дохода, семью не признают малоимущей и не поставят на учет. Иными словами, выше какой суммы нельзя зарабатывать, чтобы иметь право на бесплатную квартиру.
В качестве примера мы провели расчет для семьи из трех человек, проживающей в неприватизированной квартире и не имеющей никакого ценного имущества. Ее совокупный ежемесячный доход не должен превышать 19 835 рублей. Если предположить, что у этой семьи есть гараж стоимостью 210 тыс. рублей, то для нее порог опускается до 18 960 рублей в месяц.
Дата публикации: 13:44 16 декабря 2005
14.04.2011 - Раздел: Москва / Рынок недвижимости / Операции с недвижимостью
Покупая или продавая квартиру на вторичном рынке недвижимости, главное на чем сосредоточено внимание продавца и покупателя - это финальная цена квартиры. Однако ни один, ни другой подчас не догадываются, что в ходе оформления сделки их ждут еще дополнительные расходы, не просчитав которые, можно попросту провалить сделку.
27.12.2019 - Раздел: Москва / Рынок недвижимости /
Такого объявления вы не встретите ни в газетах, ни в интернете. Тем не менее, риэлторские компании продаются и покупаются. О том, как это происходит, рассказывает Управляющий партнер Центра риэлторских франшиз Роман Мурадян.
19.09.2011 - Раздел: Москва / Рынок недвижимости /
Расширенная столица утвердит свои новые размеры к лету следующего года. Первые проекты к тому времени будут уже запущены, а сейчас идет их активное обсуждение. О том, что ждёт Москву, рассказал глава стройкомплекса Марат Хуснуллин.
22.08.2011 - Раздел: Москва / Рынок недвижимости /
Столичная мэрия опубликовала проект согласованных предложений властей Москвы и Московской области по расширению границ города.
08.06.2011 - Раздел: Москва / Рынок недвижимости / Жилищные программы
Совет Федерации одобрил закон, дополняющий Земельный кодекс РФ, и закон «О содействии развитию жилищного строительства» положением о безвозмездной передаче земельных участков, находящихся в федеральной и региональной собственности, в муниципальную собственность для их предоставления многодетным семьям.
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru