Раздел: Ипотека и кредиты / Россия - Источник: М2

Бизнес и ипотека: любовь по расчету

Бизнес и ипотека: любовь по расчету

Распечатать публикацию

Добавить в закладки

Коммерческая ипотека (бизнес-ипотека) — относительно новое явление на российском рынке недвижимости. Но во всем мире она распространена достаточно широко. Задача бизнес-ипотеки состоит в том, чтобы кредитовать покупку коммерческой недвижимости под ее залог. Очевидно, по многим параметрам эта схема выгоднее прямой покупки. Впрочем, и трудностей при этом возникает немало.

Схема бизнес-ипотеки во многом похожа на схему ипотеки жилья: действуют такие же процедуры оценки заемщика и объекта, тоже требуется первоначальный взнос и т. д. Главное и принципиальное отличие состоит в том, что законодательство не разрешает компаниям оформлять закладную на недвижимость до момента заключения сделки купли-продажи (законом «Об ипотеке» определено, что в момент заключения сделки заложить можно лишь жилые помещения).

Таким образом, нарушается логическая последовательность действий: объект (например, магазин или офис) нужно сначала приобрести и только потом его заложить, чтобы получить кредитные средства. Обычная ипотечная схема, при которой заемщик вносит первоначальный взнос в размере 25–30%, а остальную сумму занимает, постепенно расплачивается с продавцом и через какое-то время становится собственником, здесь не работает.

Это создает проблемы в основном для представителей малого и среднего бизнеса, которым не так легко приобрести помещения в собственность из-за отсутствия свободных денежных средств. Пока необходимые изменения в закон «Об ипотеке» не внесены, участникам рынка приходится искать обходные пути.

«А» и «B» в фаворе

Приобретаемая коммерческая недвижимость оценивается банком прежде всего с точки зрения доходности и ликвидности. Очевидно, что получить деньги на покупку, например, офисного здания класса А, уже имеющего постоянных арендаторов, нетрудно. С недвижимостью более низкой категории дело обстоит сложнее: ее в качестве залога банки предпочитают не рассматривать.

Если говорить об оценке заемщика, то претендовать на ипотечный кредит вправе только открытое юридическое лицо. Потенциальный клиент обязан предоставить банку всю финансовую отчетность, бизнес-план, показать оборотный капитал и т. д. К этому (по разным причинам) готовы далеко не все российские компании. Они не всегда понимают, зачем банкам нужен такой объем информации. Банки же, не имея всех необходимых сведений, не в состоянии оценить свои риски. В результате они либо отказывают в выдаче средств, либо для подстраховки повышают процентную ставку.

Что касается остальных условий, то сроки кредитования при бизнес-ипотеке короче, чем при ипотечном кредитовании жилья: наиболее распространенный срок — пять лет. Первоначальный взнос, как правило, составляет 25–40% стоимости недвижимости. У клиента должен быть прибыльный баланс (превышение доходов над расходами), и он обязан как минимум год работать на рынке. Средние процентные ставки по кредиту — 12–16% годовых в валюте. Некоторые западные банки, работающие в Москве, практикуют 9% годовых, но при этом от заемщика требуется солидная кредитная история.

Купить или арендовать?

Простой расчет показывает, что если рентабельность бизнеса составляет примерно 25% годовых, то имеет смысл задуматься об ипотечном кредите на покупку офиса, магазина или склада, а потом брать заем на развитие бизнеса. Проценты банка по ипотеке сегодня сопоставимы с величиной ежегодной арендной платы (она составляет примерно 14–18% стоимости объекта). Так не выгоднее ли отдавать те же деньги за собственное помещение?

При грамотной эксплуатации коммерческой недвижимости (например, при сдаче ее в аренду) доходность вполне сравнима с выгодой от любой другой деятельности в сфере малого и среднего бизнеса. Это позволяет использовать ипотечные кредиты, процентная ставка по которым в данный момент находится на уровне 12–16% годовых в валюте.

В нынешних условиях наиболее удобна следующая схема: объект покупается в собственность дочерней компании банка-кредитора; заемщик переводит ей около 25–40% средств (это по сути дела и есть его первоначальный взнос); остальную сумму вносит банк. В дальнейшем дочерняя фирма банка передает объект заемщику.

Тянемся-потянемся за Западом

На Западе даже небольшие компании, только начинающие свою деятельность и не имеющие ничего, кроме бизнес-плана, могут рассчитывать на бизнес-ипотечный кредит. Там в качестве обеспечения принимают имеющиеся у владельца компании акции или (значительно реже) какую-то другую недвижимость. В России условия кредитования иные. Именно поэтому в настоящее время бизнес-ипотека у нас — это скорее перспективное понятие, чем реальное явление на рынке.

Чаще всего к ипотеке обращаются фирмы, решившие приобрести торговые площади и офисные помещения, которые они ранее снимали. В большинстве случаев это происходит потому, что арендная плата постоянно растет, а компаниям не хватает средств, чтобы совершить покупку без кредита: деньги вложены в производство, изымать их из оборота нерентабельно.

Высокие требования к первоначальному взносу (25–40% против 15% на Западе) являются одной из главных проблем, усложняющих жизнь заемщика. Кроме того, ему приходится брать на себя ряд дополнительных расходов — например, он обязан застраховать объект залога и оплатить его оценку.

Следует отметить, что риски кредитования юридических лиц под залог коммерческой недвижимости намного выше, чем при выдаче ипотечных кредитов под залог ликвидного жилья. Поэтому банки не хотят связываться с ее реализацией в случае дефолта заемщика.

К тому же заемщик должен не только обладать гарантированным источником погашения кредита, но и обосновать его юридическую чистоту.

Узок их круг

Такая услуга, как бизнес-ипотека, на московском рынке существует уже более двух лет. Но число банков, оказывающих подобные услуги, невелико. В этой области основными игроками являются западные кредитные организации: Райффайзенбанк, банк Сосьете Женераль Восток, Ханса банк.

Банки с преимущественно российским капиталом на данный момент не способны конкурировать с ними. Происходит это по нескольким причинам. Во-первых, нехватка «длинных» и дешевых финансовых ресурсов не позволяет им заявлять более длительные сроки кредитования и низкие процентные ставки. Кредиты, предоставляемые российскими банками для покупки объектов коммерческой недвижимости, в основном краткосрочны (до пяти лет). Между тем для окупаемости большей части коммерческих объектов требуется гораздо больше времени.

Во-вторых, большинство российских банков не совсем понимает суть бизнес-ипотеки из-за отсутствия опыта. Ранее они в основном либо кредитовали покупку жилья, либо выдавали займы на покупку офисов или магазинов при условии получения доли в уставном капитале, становясь в итоге соинвесторами.

Из-за вышеперечисленных различий и сложностей, возникающих перед отечественными банками, эксперты рынка недвижимости неоднозначно оценивают будущее российской бизнес-ипотеки.

Впрочем, некоторые российские кредитные организации уже начали активно работать на этом рынке. Так, например, Московский ипотечный центр наладил сотрудничество в этой области с Народным залоговым банком и ведет переговоры со Сбербанком и Внешторгбанком. Свои услуги предлагают также компании «МИЭЛЬ-Недвижимость», «БЕСТ-Недвижимость» и некоторые другие. По мнению риэлторов, спрос на подобную услугу постоянно растет.

Есть спрос — будет и предложение

При всех ее плюсах бизнес-ипотека доступна сейчас не всем. И это притом, что спрос на такую услугу со стороны малого и среднего бизнеса уже сформирован (коммерческая недвижимость по отдельным категориям дорожает быстрее жилой — покупка офисов становится очень выгодным бизнесом).

Соответственно, должно появиться и предложение. Прежде всего требуется внести необходимые дополнения в закон «Об ипотеке». Главная задача состоит в том, чтобы кредиты на приобретение коммерческой недвижимости были доступны не только горстке представителей крупного бизнеса, а стали вполне массовым явлением.

Сергей НЕЧАЕВ, рисунок Игоря ДЕМИХОВА

***

Сергей Махоткин, Руководитель направления ипотечного кредитования ЗАО «МИАН–агентство недвижимости»:

— Сегмент коммерческой ипотеки в настоящее время активно развивается, но есть проблемы, с которыми приходится сталкиваться как покупателям, так и продавцам. Одной из основных сложностей, конечно, является непрозрачность рынка коммерческой недвижимости в целом. Это выражается, к примеру, в невозможности оценить кредитоспособность покупателя. Кроме того, схемы, по которым осуществляется процесс купли-продажи, зачастую не устраивают банки. При этом на рынке уже существует достаточное количество программ ипотечного кредитования покупки коммерческой недвижимости.

Андрей Чернов, Руководитель управления корпоративного кредитования по г. Москве КБ «Юниаструм банк»:

— Действительно, законом «Об ипотеке» напрямую не предусмотрена возможность залога нежилой недвижимости в момент заключения кредитной сделки. Но в некоторых регионах Федеральная регистрационная служба регистрирует бизнес-ипотеку по аналогии с жильем. Там, где этого нет, выкуп помещения на компанию банка с последующей передачей ее заемщику является наиболее распространенной схемой. Еще один (наиболее редкий) вариант приобретения коммерческой недвижимости в кредит — лизинг. По мере усиления конкуренции банки вынуждены более лояльно относиться к анализу отчетности клиентов. В частности, для Юниаструм банка при принятии решения о кредитовании определяющим фактором является наличие у клиента реально работающего бизнеса (при условии, что официальная отчетность соответствует минимальным требованиям Центробанка). Если ипотека жилья — массовый продукт, который давно поставлен банками «на поток», то бизнес-ипотека — это, как правило, разовые сделки, каждая из которых требует индивидуального подхода. Вряд ли стоит рассчитывать на широкое распространение этой услуги в ближайшем будущем.

Дата публикации: 13:24 07 июня 2006

Источник: bpn.ru



Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.


Ипотека и кредиты - Россия - последние новости

Популярные публикации в разделе Ипотека и кредиты - Россия

Ипотека с господдержкой

Ипотека с господдержкой

14.07.2010 - Раздел: Ипотека и кредиты

Еще весной этого года заработала новая ипотечная программа "Новостройка", которая содержит и низкие проценты, и льготные вычеты и гарантию государства.

Эксперты рассказали, что делать с долларовой ипотекой

Эксперты рассказали, что делать с долларовой ипотекой

27.10.2014 - Раздел: Ипотека и кредиты

Доля кредитов, выданных в иностранной валюте, в целом по России невелика: это порядка 216 займов с общим объемом задолженности 1,7 млрд рублей*. Однако просроченная задолженность по таким кредитам всегда была выше, чем по рублевым, и с 2011 года к настоящему времени количество должников увеличилось – примерно до 13% в общем объеме выданной ипотеки*. Что делать таким пострадавшим, ведь курсы валют продолжают расти не по дням, а по часам.

Регионы Сибири и Крайнего Севера лидируют в рейтинге доступности ипотеки

Регионы Сибири и Крайнего Севера лидируют в рейтинге доступности ипотеки

09.09.2019 - Раздел: Ипотека и кредиты / Банки и кредитные организации

Ипотека остается главным драйвером развития строительного рынка. От ее доступности во многом зависит устойчивость всей отрасли. Но было бы некорректно сводить доступность ипотечного кредитования лишь к ставкам, срокам и взносам. Более объективным критерием выступает соотношение между суммой ежемесячного платежа по кредиту и уровнем семейного дохода. Urbanus.ru составил рейтинг регионов, где этот показатель является наиболее благоприятным. Также были определены десять субъектов федерации, где ипотека наименее выгодна для домохозяйств.

Программу господдержки ипотечного кредитования продлят до конца 2016 года

Программу господдержки ипотечного кредитования продлят до конца 2016 года

17.02.2016 - Раздел: Ипотека и кредиты

Минфин РФ внес в правительство проект постановления о продлении государственной программы поддержки ипотечного кредитования до 31 декабря 2016 года с увеличением объема выдаваемых кредитов до 1 трлн рублей.

Ипотека: что несет нам 10% первоначальный взнос?

Ипотека: что несет нам 10% первоначальный взнос?

08.07.2010 - Раздел: Ипотека и кредиты / Ипотечные программы

АИЖК, Сбербанк и ВТБ 24 снизили первоначальный взнос по ипотечным кредитам в два раза, пойдут ли другие банки на такие же меры?


Пользователям

Разместить объявление

Контакты

По вопросам обращаться: info@bpn.ru

BPN.RU © 2004-2012