Раздел: Жилая недвижимость / Россия - Источник: ПРАЙМ-ТАСС

Почему рушатся здания? Строители требуют отменить закон, принятый в угоду ВТО

Почему рушатся здания? Строители требуют отменить закон, принятый в угоду ВТО

Распечатать публикацию

Добавить в закладки

Новости об обрушении жилых домов и иных построек появляются в нашей прессе если не ежедневно, то с завидной регулярностью. Увы, жертвами таких происшествий нередко становятся ни в чем не повинные люди. Стоит хотя бы вспомнить трагедию в "Трансвааль-парке", когда в результате обрушения крыши погибли 28 человек и пострадали около 200. Затем были рухнувший Басманный рынок, провал грунта на Ленинградском проспекте, жилой дом в Выборге, строящийся путепровод в Екатеринбурге…

О причинах происходящего можно говорить бесконечно. Вспомнить хотя бы то, что в России сейчас, по оценкам Минрегионразвития, 90 млн кв м ветхого жилья. И каждый живущий в таком жилье в один непрекрасный момент может разделить участь тех, кто уже пострадал. Но строится и немало новых зданий. В их отношении возникает еще больше вопросов.

Казалось бы, современные строительные нормы должны исключить любые обрушения. То, что вполне понятно в случае с объектом постройки начала прошлого века, никак не объяснимо, если речь идет о новом суперсовременном сооружении. На практике же все обстоит далеко не так однозначно. Многие старые здания как стояли, так и стоят, а, скажем, тот же обрушившийся "Трансвааль" был сдан в эксплуатацию в мае 2002 г. Почему так происходит? И, главное, можно ли чувствовать себя в безопасности, гуляя по новомодному торговому центру, смотря фильм в недавно отстроенном кинотеатре, наконец, отдыхая в собственном доме?

На этот и многие другие вопросы пытались найти ответ участники круглого стола по вопросам безопасности строительства. Как рассказал президент Ассоциации строителей России Николай Кошман, причины нужно искать в недоработках законодательной базы. А именно, в принятом в 2002 годузаконе № 184 "О техническом регулировании". Разработчики закона /а в разработке участвовало агентства США по международному развитию /USAID/ стремились привести нормативную базу в соответствие с международными нормами и защитить рынок от опасной продукции. Тогда были фактически заморожены существующие советские СНиПы и ГОСТы, на смену которым должны придти технические регламенты. Однако до сих пор эти регламенты практически не разработаны. По словам А.Кошмана, за прошедшие более чем три года в рамках закона был принят всего один технический регламент, разработанный в инициативном порядке. Причина этого – принципиальные расхождения с международными подходами к техническому регулированию, считает эксперт. Эффективность государственного контроля в сфере строительства резко снизилась, а это с учетом износа производственных фондов привело к увеличению числа аварий и техногенных катастроф.

В принципе, все было сделано для того, чтобы не ограничивать производителя продукции заранее кем-то установленными рамками и избавить их от излишних согласований с контролирующими инстанциями, занимающими немало сил и времени.

Однако, по мнению участников круглого стола, это привело к массовым необоснованным отступлениям в проектах регламентов от действующих общепринятых стандартов, норм, правил. Возникают противоречия между проектировщиками и строителями с одной стороны и государственными органами надзора с другой. Закон говорит лишь о безопасной эксплуатации объектов, однако формулировка "безопасная эксплуатация" не охватывает весь жизненный период зданий, строений, сооружений: этапы инженерных изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации и сноса. Поэтому в отраслях, которых коснулся новый закон, начало зреть недовольство. Несовершенства 184-го ФЗ отметили и представители сырьевого сектора, которых не устроила унификация без учета национальных стандартов. Из-под действия закона предлагалось вывести и объекты атомной энергетики.

В условиях, когда документы устанавливающие требования безопасности и регулирующие промышленный и потребительский рынок, оказались фактически заморожены, новых техрегламентов, как уже было сказано, не появлялось. Если ранее эксперты предполагали, что их число может составлять от 400 до 2000 и более, то к настоящему времени Ассоциации строителей России удалось разработать лишь 14 техрегламентов. Но ни один из них пока не был принят. Правительство уже занималось проблемами, связанными со спорным законом. "Вся проблема - в конфликте интересов с теми ведомствами, которые сейчас формально должны эти регламенты согласовывать, - заявил в свое время глава Минэкономразвития Герман Греф. - Если не поменять процедуру, инициативная полезная работа бизнес-сообщества так и останется невостребованной". Поэтому Минэкономразвития предлагает увеличить полномочия ответственного министерства - Минпромэнерго России и Правительственной комиссии по техническому регулированию в этой сфере. Представители бизнеса также выражали согласие с тем, что в стране должна появиться структура, отвечающая за разработку застройщиками собственных технических регламентов, которые бы не входили в противоречие с уже существующими сегодня, а лишь дополняли и развивали их. Однако ничего определенного так и не было сделано. По словам Л.Бариновой, 21 ноября 2005 года правительственная комиссия согласилась внести предложенные строителями поправки в закон о техническом регулировании. С тех пор никаких "подвижек" не происходило. По мнению депутата Госдумы Галины Хованской, принятие поправок тормозит Минюст – именно в этом ведомстве документ до сих пор лежит на рассмотрении.

Впрочем, не секрет, что разработка технических регламентов в России осуществлялась в соответствии с положениями Соглашения по техническим барьерам в торговле Всемирной Торговой Организации /ВТО/. Присоединение России к этой организации влечет за собой значительные изменения в законодательной базе. Всего, по оценкам Минэкономразвития, предстоит принять или пересмотреть порядка 100 законодательных актов и примерно тысячу ведомственных инструкций.

Однако впоследствии выяснилось, что новый закон излишне детализован, что не помогает развитию промышленности и предпринимательства, а лишь сковывает его новыми рамками. Кроме того, обнаружилось несоответствие закона "О техническом регулировании" с вышеупомянутым Соглашением по техническим барьерам. Все это может привести и уже приводит к необоснованному расширению сферы технического регулирования и к серьезным правовым и экономическим последствиям. Принятый под лозунгом вступления в ВТО, но противоречащий требованиям этой организации закон, по мнению многих представителей российской промышленности и экспертов, уже приводит к стагнации экономики и потере конкурентоспособности российской продукции, к технологическому отставанию отечественной промышленности, а также к снижению инвестиционной привлекательности России. Вступление в ВТО, между тем, до сих пор остается под вопросом, и в последнее время даже появляется информация, что оно отсрочено на неопределенный срок или вовсе не состоится.

Участники круглого стола потребовали от правительства РФ пересмотреть закон "О техническом регулировании" в части строительства или вовсе упразднить его. По мнению экспертов строительного рынка, нынешний закон опасен для страны.

Только в 2006 году в Москве произошло 16 происшествий, а в регионах России зафиксировано 22 серьезных инцидента на разных объектах. Конечно, это лишь одна из причин – дело и в недофинансировании, и желание построить подешевле, и в банальном воровстве на местах. И до тех пор, пока весь комплекс причин не будет устранен, мы будем ходить в торговые центры и кинотеатры-новостройки с оглядкой – рухнет или нет? Или рухнет, но в другой раз – когда нас там не будет?

Дата публикации: 11:50 03 ноября 2006

Источник: bpn.ru



Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.


Популярные публикации в разделе Жилая недвижимость - Россия

Более 70 процентов сделок в Крыму приходится на первичный рынок

Более 70 процентов сделок в Крыму приходится на первичный рынок

14.07.2016 - Раздел: Жилая недвижимость

После присоединения Крыма к составу России заинтересованность россиян, желающих приобрести «летнюю резиденцию у моря», значительно увеличилась, в результате чего цены на недвижимость региона растут пропорционально спросу.

Переселение - по закону!

Переселение - по закону!

06.10.2005 - Раздел: Жилая недвижимость

Новый Жилищный кодекс вызвал много споров, но самые ожесточенные - по статьям, касающимся различных аспектов переселения или выселения квартиросъемщиков или собственников квартир. Именно здесь интересы городских властей и граждан зачастую диаметрально противоположны.

Ветераны ВОВ получат сертификаты на жилье

29.06.2007 - Раздел: Жилая недвижимость

Ветераны Великой Отечественной Войны получат жилищные сертификаты, по которым они смогут приобрести квартиры. Об этом сообщил начальник "Объединенной дирекции по реализации федеральных инвестиционных программ" Росстроя Анатолий Мишанов.

Социальный наем: права и обязанности

Социальный наем: права и обязанности

19.09.2005 - Раздел: Жилая недвижимость

В новом Жилищном кодексе довольно четко расписаны основные права и обязанности как нанимателя, так и наймодателя. Если раньше мы распоряжались жильем, полученным от государства, достаточно вольно и самостоятельно, то теперь во многих случаях требуется согласие наймодателя - собственника жилых помещений. В чем достоинства квартиры в социальном найме по сравнению с приватизированной?

Кто должен платить за ЖКХ: арендатор или арендодатель?

Кто должен платить за ЖКХ: арендатор или арендодатель?

01.10.2014 - Раздел: Жилая недвижимость / ЖКХ

Среди вопросов, которые приходится решать арендодателю, значительное место занимает проблема коммунальных платежей. Хозяину жилья и квартиранту необходимо договориться, кто и как будет платить за ресурсы и содержание квартиры. Несмотря на то, что вариантов не так много, выбрать какой-то один не очень просто.


Пользователям

Разместить объявление

Контакты

По вопросам обращаться: info@bpn.ru

BPN.RU © 2004-2012