Раздел: Рынок недвижимости / Операции с недвижимостью / Санкт-Петербург -
В условиях серьезного подорожания недвижимости клиенты риэлторских фирм вынуждены на многом экономить. И, считая деньги, часто задаются вопросом: что именно они вправе требовать от агентства? А еще – каков круг обязанностей агента в сделке, за что именно выплачивается комиссионное вознаграждение?
На форуме сайта www.bn.ru периодически возобновляется дискуссия по поводу содержания риэлторской услуги. Нужен ли риэлтор в сделке с недвижимостью – это вопрос, волнующий многих. В Интернете закипают страсти. Некоторые клиенты недоумевают, за что именно они платят такие деньги агентству? Профессионалы же обычно дают достаточно лаконичные разъяснения – зачем длинные речи, ведь разговор идет о том, что для них вполне очевидно! И, не добившись сочувствия и просветления клиентов, начинают обидчиво пикироваться: «Вы считаете, что никто не может четко объяснить, за что агентство берет деньги. Скорее всего, вы просто не хотите это услышать. И что бы вам ни говорили, вы будете твердить свое: «Не понимаю!»
Пожалуй, все же дело риэлторов – квалифицированно организовывать сделки с недвижимостью. А наше дело – пытаться помочь клиентам и агентам найти взаимопонимание в этом непростом деле. Попробуем разобраться, кому и за что есть смысл платить достойное вознаграждение, и на какие нужды самих же клиентов расходуют риэлторы эти средства.
Начнем с того, что далеко не каждый агент достоин заявленного вознаграждения.
Рынок волнообразен: спады сменяются периодами ажиотажного спроса на недвижимость. И тогда в риэлторский бизнес вливается немало случайных людей – работы всем хватает. Агентств – сотни. Лицензия для работы не нужна, сертификация обязательна только для фирм – членов Ассоциации риэлторов СПб и ЛО.
В итоге на активном рынке обычно наблюдается массовый «вылет из муравейника». Вольнолюбивые агенты и менеджеры, поднабравшиеся знаний и опыта под крылом риэлторских компаний с развитой инфраструктурой, сильной материально-технической базой, налаженной системой профессиональной подготовки, отточенным внутренним распорядком работы, прочными связями со смежниками (банками, страховщиками, юристами и нотариусами), отправляются в свободное плавание, открывая собственные фирмы. Но за помещение, оборудование, рекламу, персонал платить надо самому. Опытные коллеги отказываются переходить из солидной компании в «карманное» агентство приятеля. В итоге поддерживать фирму приходится в режиме строгой экономии, народ для работы надо где-то искать и учить с нуля. Рынок недвижимости создает при взгляде со стороны иллюзию крайней доходности. Вот и тянутся сюда люди в надежде на легкий заработок, но быстро растрачивают энтузиазм. В итоге подобной компании при всем желании трудно обеспечить уровень обслуживания, на который вправе претендовать клиент. А «так себе» услуга и должна быть дешевой. Потому с представителями подобных агентств или с частниками проще договориться о существенном снижении оплаты их услуг. Поскольку прокатиться вы решили на трамвае, а не на «Мерседесе».
Конечно, не стоит определять сумму вознаграждения пропорционально размеру фирмы или стажу ее работы на рынке. Главное все-таки – не количество, а качество. Часто молодые агентства, зарабатывающие деловую репутацию на рынке, вкладывают большие средства и силы в развитие компании и обучение персонала, уделяют максимум внимания каждому клиенту. И, наоборот, на крупные и заслуженные агентства случается проруха. Если вы доверились авторитетной фирме, а в том, как ведет ваши дела конкретный исполнитель, вас многое не устраивает – не стоит терпеть, а затем пытаться оспаривать вознаграждение. Лучше поставить вопрос о замене агента. Руководство всегда найдет, кому из опытных специалистов перепоручить ведение вашей сделки.
Для начала давайте не забывать, что за каждым этапом сделки стоит множество разнообразных время- и энергоемких процессов. Эффективность их обеспечивается профессионализмом и самоотдачей агентов, менеджеров и сотрудников различных служб. Какие же функции могут и должны быть возложены на риэлтора, полноценно отрабатывающего вознаграждение?
Клиент-продавец вправе рассчитывать, что его специалист от агентства, с которым заключается договор, в процессе сделки:
– адекватно определит рыночную стоимость выставляемого на продажу объекта с учетом всех факторов ценообразования (а для этого произведет маркетинг, предъявит клиенту статистические и аналитические материалы, отражающие состояние рынка, предоставит список аналогичных объектов, находящихся в данный момент в экспозиции и пр.);
– организует эффективную рекламную кампанию (а также при необходимости – фотосъемку) принадлежащего продавцу объекта, используя весь спектр СМИ (печатных, электронных и пр.) и будет периодически отчитываться клиенту о ходе ее реализации и результатах;
– определит технические характеристики объекта по документам и в процессе личной инспекции, выявит его достоинства и недостатки, даст конкретные рекомендации по необходимой предпродажной подготовке;
– грамотно организует процесс просмотров и переговоров с потенциальными покупателями, обеспечив успех подписания предварительного договора, – поможет найти компромиссные условия и выработать график проведения сделки, устраивающий обе стороны;
– даст подробную консультацию и проконтролирует или осуществит своими силами по доверенности подготовку полного пакета документов, необходимых для перехода прав собственности, с учетом конкретных особенностей каждой сделки (сбор документов уместнее переложить на агента по доверенности, передав правоустанавливающий документ и свидетельство о собственности на ответственное хранение в риэлторскую компанию);
– организует нотариальное удостоверение и регистрацию сделки, привлечет специалистов – сотрудника службы ЭСКРО (поверенного) или менеджера – к четкой организации безопасных взаиморасчетов сторон через банковский инструментарий;
– проследит за своевременной перерегистрацией продавцов и членов их семей по новым адресам и проконтролирует завершение сделки;
– поможет организовать освобождение объекта недвижимости и передать его новому владельцу по акту сдачи-приемки.
Что касается покупателей, которым агент помогает в подборе подходящего объекта, – доступность множества вариантов в печатных СМИ и Интернете создает у клиента иллюзию, что дело это нехитрое. На самом деле агент – представитель интересов покупателя – принимает на себя труд перелопатить информацию по сотням объектов, совершить десятки звонков с выяснением подробностей, а в итоге – организовать всего несколько просмотров, точно бьющих в цель. Особенно это касается тех клиентов, кто решает жилищную проблему с участием кредитных средств. Не каждая квартира в силу разных причин подойдет «ипотечнику».
Все это требует времени, сил и высокого уровня профессионализма – чтобы клиент не терял недели, узнавая по телефону о вариантах, которые на поверку ему абсолютно не подходят, не совершал бесплодных многочасовых экскурсий по квартирам, которые невозможно купить на устраивающих его условиях. Не забывайте, что жилья в прямой продаже всего несколько процентов. Остальное – обмены с не всегда прогнозируемым завершением. И это – только начало.
Роль своего агента для покупателя как защитника его интересов на всех этапах сделки трудно переоценить. Ряд объектов грозит осложнениями в силу непростой истории прав собственности, состава семьи. Преодоление всех этих трудностей, защита интересов своего клиента, экономия его времени и сил – разве не именно за это мы платим агенту? Причем, платим только в случае достижения нашей цели – благополучного завершения сделки. Также, с учетом растущего числа клиентов с ипотекой, важно знать: ряд риэлторов работает в тесном сотрудничестве с ипотечными банками, проходит специальное обучение. Такие (но не все, кто позиционируется в качестве агента по недвижимости) специалисты готовы подробно проконсультировать клиентов по всем вопросам кредитования, помочь им пройти все банковские формальности, подобрать объект и убедить его продавца работать по схеме расчетов с участием ипотеки.
Выбирая компанию, целесообразно поинтересоваться, на что она расходует зарабатываемые деньги. Прежде всего следует обратить внимание на структуру агентства, его подход к профессиональной подготовке кадров, материально-техническую оснащенность и организацию рабочих мест специалистов.
Фирма арендует помещение и несет ряд расходов по его поддержанию в комфортном для клиентов состоянии, выделяет средства в рекламный бюджет (реклама объектов оплачивается чаще всего отнюдь не их собственниками). Клиент вправе требовать, чтобы его агент был «на ты» с компьютером. Но компьютеры надо приобрести и обслуживать, подключать к профессиональным базам и Интернету. Стоит ли это денег? В компании клиент имеет право получить подробную юридическую консультацию по вопросам, связанным с планируемой сделкой. Но юристы сделок не проводят – это специалисты, которым агентство платит зарплату. То же можно сказать и о сотрудниках службы ЭСКРО, организующих взаиморасчеты по сделкам, и о диспетчерах, и о другом персонале.
Также важно, имеет ли компания сертификат, в соответствии с которым ее деятельность признана соответствующей национальным стандартам. Состоит ли она в профобъединении, подчиняющемся определенным утвержденным правилам делового оборота? Где и как производилась профессиональная подготовка непосредственно агента-исполнителя, где оттачивал свою деловую эрудицию его руководитель? Обучение, повышение квалификации, сертификация, членство в профобъединениях – все это тоже стоит немалых средств.
Особая статья расходов – страхование фирмой своей профессиональной ответственности. Причем чем больше сумма страхового возмещения, компенсируемая клиентам при нанесении им ущерба в связи с ошибкой риэлтора, тем, естественно, больше и расходы на этот вид обеспечения защиты материальных интересов клиентов.
Так что главный вопрос, который должен волновать граждан, – не «сколько получают риэлторы» за свой непростой труд, а «какой спектр услуг предоставляется клиентам» за их деньги. Остается выбирать – дешевое обслуживание по минимуму или стоящее немалых денег, но по полной программе высокого качества.
Дата публикации: 12:24 02 апреля 2007
08.06.2011 - Раздел: Санкт-Петербург / Рынок недвижимости / Операции с недвижимостью
Дарение - это весьма распространенная операция на рынке недвижимости. О ее тонкостях и нюансах, а также об обратной стороне "недвижимых" подарков рассказывает адвокат Адвокатской палаты города Москвы, ведущий юрист «Первого Столичного Юридического Центра» Олег Сухов.
23.01.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Рынок недвижимости /
Эксперты рассказали о том, почему текущий год может стать знаковым для рынка апартаментов Петербурга.
21.01.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Рынок недвижимости /
Эксперты компании Р-ФИКС рассказали о том, почему девелоперы активно застраивают Невский район.
16.01.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Рынок недвижимости /
Вторичная недвижимости вблизи от Охта-Центра выросла почти на 40 тыс. руб за “квадрат”, вблизи от Лахта-центра – на 112 тыс. руб.
27.12.2019 - Раздел: Санкт-Петербург / Рынок недвижимости /
Эксперты рассказали о том, как будут меняться цены на новую недвижимость вблизи от станции метро «Улица Дыбенко».
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru