Раздел: Жилая недвижимость / ЖКХ / Россия - Источник: Коммерсантъ-Дом

ЖКХ для VIP

ЖКХ для VIP

Распечатать публикацию

Добавить в закладки

Реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), разработанная российскими властями, на деле существует уже несколько лет. Элитный жилой комплекс или дом бизнес-класса – чем не идеал для подражания. Жители таких домов уже давно оплачивают услуги в размере 100%, а свой уют и комфорт доверили управляющим компаниям. И никаких тебе ДЕЗов и ЖЭКов. Достоинства и недостатки "модели будущего" изучала корреспондент Наталья Старостина.

Не метром единым

"Вы только подумайте! Разве 15 лет назад кто-то мог рассуждать о том, что коммунальные услуги могут быть различными в зависимости от уровня оплаты?" – говорит Андрей Шаров, генеральный директор компании "Управление по эксплуатации и ремонту". По мнению специалиста, в управлении которого находится клубный комплекс "Три тополя", "если собственники решат, что они готовы платить за ЖКХ 2 тыс. рублей в месяц, значит, у них будут услуги на 2 тыс., а если решат, что они хотят блестящие лифты и полы и чтобы сантехники пахли одеколоном, то они будут платить 5 тыс. рублей. На одной улице могут стоять два одинаковых дома, в первом платят одни деньги, а во втором – на порядок выше, но и качество услуг разное". Вот она, "модель для сборки". При таком развитии событий ЖКХ полностью перейдет на рыночные условия, а собственник получит возможность принимать решения по управлению своим имуществом. Что из этого получится – покажет время. Но уже сегодня у собственников жилья есть возможность "заглянуть в будущее". Для этого им достаточно изучить современные элитные комплексы.

Один из основных пунктов реформы ЖКХ – выбор формы управления домом – жильцы домов элитного сектора уже давно проверили на себе. В отличие от муниципалов, которым еще только предстоит решить вопрос управления, современная элита в своих предпочтениях давно определилась. Новшества реформы ЖКХ были заложены в устройстве домов класса "А". Здесь уже установили свои законы управления. Выбирается компания, которая берет на себя все обязанности по эксплуатации дома.

В большинстве случаев бремя "комфортного проживания жильцов" ложится на плечи самих девелоперов, формирующих образ компании в целом и не рискнувших "впустить в дом постороннего". К тому же в процессе эксплуатации компании сами могут устранять "недочеты", которые остались после окончания строительства.

"Обычно в элитных жилых комплексах привлеченная жильцами компания предоставляет все услуги согласно соглашению на управление, – объясняет основные задачи управленцев Марина Губанова, руководитель департамента управления недвижимостью "МИАН-Девелопмент". – Сюда входят техническое обслуживание инженерных систем, контроль качества предоставляемых поставщиками (городом) коммунальных услуг, уборка общественных зон и придомовой территории, охрана здания и пр.". Таким образом, управляющая компания выполняет три основные функции: организация, планирование и контроль.

Современный пакет услуг в каждом отдельном жилом комплексе (тем более когда речь идет об элитном классе, где каждый дом претендует на эксклюзивность) формируют сами жильцы. В компании "ДС Эксплуатация" (входящей в состав ГК "Дон-строй", в ведении которой находится более 1 млн кв. м жилья) приводят стандартный перечень услуг, предоставляемых жильцам: круглосуточная охрана территории профессиональной службой безопасности, система видеонаблюдения на территории, в общественных зонах и паркинге, услуги консьержа, связь с диспетчером, круглосуточный сервис электриков, сантехников и лифтеров, бесплатный мелкий ремонт, смена водных фильтров, замена ламп, автомойка и мелкий ремонт автомобилей, службы уборки во всех общественных зонах, ежедневная уборка территории, вывоз мусора, в зимнее время – уборка и вывоз снега, услуги садовника, обслуживание детской площадки, праздничное украшение вестибюлей и территории.

В чем, безусловно, выигрывают частные управленцы перед муниципальными, так это в оперативности. В компаниях существуют нормы скорости обслуживания клиентов. Например, на то, чтобы вызволить человека из застрявшего лифта, управленцам дается максимум 15 минут (не в пример "муниципальному" часу). Сам же лифт рабочие обязаны починить за полчаса. На сорванный кран и остановку воды закладывают 30 минут. В любом случае ремонтные работы по устранению неполадки длятся не больше суток.

Отличный кадр

В поисках лучшей жизни для своих клиентов управленцы обращаются в специализированные фирмы по подбору персонала. "На сегодняшний день существует целый рынок компаний, занимающихся подготовкой людей, которые будут крутить гайки и убирать территории. Это и клининговые фирмы, и инженерные структуры", – рассказывает вице-президент корпорации Mirax Group Константин Борисов.

Правда, рынок подобных услуг в нашей стране только зарождается и спрос пока значительно превышает предложение, так что выбор не так уж велик. Поиск квалифицированных кадров – одна из главных проблем современного управленческого бизнеса.

По мнению Юрия Грудина, председателя комиссии по работе с потребителями рынка недвижимости при Обществе потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, "самая большая проблема эксплуатирующих компаний – это низкое качество обслуживания. Кадры, которые были в советской, а потом постсоветской системе ЖКХ в ДЕЗах, не соответствуют современным запросам. И прежде всего нужно кардинально менять их отношение к своему делу! А новых пока еще не вырастили и не обучили".

Специалиста, способного органично войти в нужную нишу, найти бывает просто невозможно. "Реально ни один вуз специалистов такого уровня не готовит. Поэтому нам приходится зачастую переучивать людей. Мы своими сотрудниками дорожим, – делится опытом работы с персоналом генеральный директор "ДС Эксплуатации" Игорь Щуров. – Уборщицу за неделю убираться научить не проблема. А вот специалиста диспетчерского пульта или аварийной службы, который должен знать все системы в каждом доме, – очень сложно".

"Самый дефицит сейчас инженерные кадры, – сетует Андрей Шаров из Управления по эксплуатации и ремонту. – Именно в этом секторе произошло сильное старение кадров". Молодых инженеров почти нет – за специалистами начинается настоящая охота. При таком дефиците сами "кадры" легко набивают себе цену. "Сейчас есть люди, которые знают, сколько они стоят, и не хотят получать ни копейкой меньше, – говорит Константин Борисов из Mirax Group. – Например, опытный профессиональный сантехник меньше $1 тыс. в месяц сейчас не получает. А в конечном счете это отражается на кошельках жильцов". С коллегой согласен и Юрий Грудин: "Вполне реально нанять сантехника из РЭУ за 7 тыс. рублей в месяц. Но этой экономией вы добьетесь только того, что сантехник будет в итоге обирать жильцов напрямую. А для элитного комплекса это недопустимо".

Как отмечают управленцы, среди квалифицированного персонала москвичей практически нет. В лучшем случае на техническую работу в крупные комплексы приезжают жители ближнего Подмосковья либо Центрального региона – Владимирской, Брянской областей.

Все включено

За спокойный сон, надежность коммуникаций и увитые плющом беседки владельцы элитных квартир давно привыкли платить по полной программе. Оплату фактически можно разделить на две составляющие: коммунальные платежи и техническое обслуживание. Во втором случае тарифы устанавливает сама управляющая компания. Расценки зависят от уровня дома и набора предоставляемых услуг. Цена комфорта соответствующая. Если в обычном доме, который обслуживает ДЕЗ, стоимость услуг в среднем составляет 18 рублей за 1 кв. м в месяц, то для жилья бизнес-класса стартовая цена 30-40 рублей за 1 кв. м. Элитные (клубные) дома – 70-200 рублей "за квадрат". При площадях 150-200 кв. м вам не обойтись суммой, меньше чем $500 в месяц. И это без учета того, что нагорело и что наговорили: оплата электроэнергии и телефонных переговоров индивидуальна для каждого жильца. Здесь ставки увеличиваются исходя из роста городских тарифов. В будущем в расчетную часть могут добавить лишь специальные счетчики на воду, которые обещают ввести городские власти. По расценкам россияне догоняют европейцев, где за обычную квартиру площадью примерно 80-100 кв. м владельцы платят около 400.

Отдельная статья расходов – так называемый общий фонд, который предусматривает траты на капитальный ремонт, устранение серьезных аварий либо изменения в инфраструктуре комплекса. Как правило, жильцы отчисляют в общий фонд до 2-3% квартплаты ежемесячно. "Элита понимает, что нужно мыть фасад два раза в год, что необходимо проводить генеральные уборки каждый месяц, – рассказывает господин Грудин. – Состояние дома отражается на стоимости и привлекательности жилья. Самое главное, чтобы квартира со временем не потеряла в цене". Стоимость услуг зависит и от количества апартаментов в доме. "Чем больше в доме квартир, тем меньше плата, поскольку расходы делятся на общее количество квартир", – говорит Марина Губанова из "МИАН-Девелопмент".

При этом даже среди владельцев элитного жилья есть злостные нарушители, и, по мнению специалистов, реформа ЖКХ здесь бессильна. "Проблема неуплаты коммунальных услуг существует и в домах самого высшего класса, – сетует Юрий Грудин. – Неплательщики есть везде! В том числе и в элитном сегменте. Это случается сплошь и рядом. У многих есть свои грамотные личные юристы, которые могут подсказать владельцу, как избегать каких-то платежей".

Во многом управляющие компании сетуют на русскую ментальность. "Основная задача управления – это снять головную боль с жильца, – говорит Константин Борисов.– Управленец должен быть и юристом, и техником, и понимать в качественной уборке.

К сожалению, не все это понимают. Например, люди покупают дорогой автомобиль. Они приезжают на сервис, где им говорят, что обслуживание машины будет стоить 50 в час. Владелец воспринимает это нормально. Он понимает, что за хороший автомобиль должен платить хорошие деньги. В сфере жилья такого понимания пока нет".

Оборотная сторона

В идеале управляющую компанию должны выбрать сами жильцы. "На деле это фактически навязанная услуга. У жильцов нет инструментов и власти, чтобы сменить управляющую компанию, если она их чем-то не устраивает. В теории и законодательно это возможно, но на практике практически неосуществимо. Хотя бы потому, что просто нереально собрать всех жильцов вместе",– говорит Константин Апрелев, вице-президент Российской гильдии риэлтеров. Если это клубный дом или жилье класса de luxe, то их владельцы, как правило, очень занятые люди – заниматься этим у них просто нет времени. "За исключением пенсионеров,– добавляет господин Апрелев.– А если это огромный жилой комплекс, то чтобы собрать всех жильцов, потребуется Дворец съездов какой-нибудь. Я считаю, что это большая социальная проблема".

На отсутствие "соборности" собственников жилья жалуются и сами управленцы. Юрий Грудин приводит пример: "Мы полгода пытались собрать жильцов одного элитного комплекса, чтобы утвердить тарифы. На один этот проект работал весь мой штат сотрудников. И все для того, чтобы подписать необходимые анкеты с указанными тарифами на оплату. Жильцы просто не могли собраться вместе".

Для крупных компаний и холдингов собственное управление объектами далеко не самая прибыльная статья, а гиганты управленческого бизнеса в этот молодой сегмент пока не стремятся. Современные управленцы охотнее берутся за коммерческие объекты (торговые площади, бизнес-центры, офисные здания), чем за жилищные проблемы. И это вполне объяснимо: во многом рентабельность проекта зависит от объема площадей и проблем с эксплуатацией. "Управляющая компания – это не нефтяная скважина. Здесь 10% прибыли – это просто праздник какой-то! – восклицает генеральный директор компании "Управление по эксплуатации и ремонту" Андрей Шаров. – Для сравнения: в коммерческой недвижимости рентабельность управления не ниже 30%".

Дата публикации: 11:10 22 июня 2007

Источник: bpn.ru



Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.


Популярные публикации в разделе Жилая недвижимость - Россия

Более 70 процентов сделок в Крыму приходится на первичный рынок

Более 70 процентов сделок в Крыму приходится на первичный рынок

14.07.2016 - Раздел: Жилая недвижимость /

После присоединения Крыма к составу России заинтересованность россиян, желающих приобрести «летнюю резиденцию у моря», значительно увеличилась, в результате чего цены на недвижимость региона растут пропорционально спросу.

Переселение - по закону!

Переселение - по закону!

06.10.2005 - Раздел: Жилая недвижимость /

Новый Жилищный кодекс вызвал много споров, но самые ожесточенные - по статьям, касающимся различных аспектов переселения или выселения квартиросъемщиков или собственников квартир. Именно здесь интересы городских властей и граждан зачастую диаметрально противоположны.

Ветераны ВОВ получат сертификаты на жилье

29.06.2007 - Раздел: Жилая недвижимость /

Ветераны Великой Отечественной Войны получат жилищные сертификаты, по которым они смогут приобрести квартиры. Об этом сообщил начальник "Объединенной дирекции по реализации федеральных инвестиционных программ" Росстроя Анатолий Мишанов.

Социальный наем: права и обязанности

Социальный наем: права и обязанности

19.09.2005 - Раздел: Жилая недвижимость /

В новом Жилищном кодексе довольно четко расписаны основные права и обязанности как нанимателя, так и наймодателя. Если раньше мы распоряжались жильем, полученным от государства, достаточно вольно и самостоятельно, то теперь во многих случаях требуется согласие наймодателя - собственника жилых помещений. В чем достоинства квартиры в социальном найме по сравнению с приватизированной?

Кто должен платить за ЖКХ: арендатор или арендодатель?

Кто должен платить за ЖКХ: арендатор или арендодатель?

01.10.2014 - Раздел: Жилая недвижимость / ЖКХ

Среди вопросов, которые приходится решать арендодателю, значительное место занимает проблема коммунальных платежей. Хозяину жилья и квартиранту необходимо договориться, кто и как будет платить за ресурсы и содержание квартиры. Несмотря на то, что вариантов не так много, выбрать какой-то один не очень просто.


Пользователям

Разместить объявление

Контакты

По вопросам обращаться: info@bpn.ru

BPN.RU © 2004-2012