Раздел: Жилая недвижимость / Россия - Источник: Российская газета

Капитал для ремонта

Капитал для ремонта

Распечатать публикацию

Добавить в закладки

К каждым пяти рублям, потраченным жильцами на капремонт своего дома, государство обещает добавить 95 рублей

Государство возьмет на себя львиную долю расходов по капремонту многоквартирных домов. Для этого создается специальный фонд. Жильцы-собственники оплатят не менее пяти процентов стоимости ремонта, остальные 95 составят бюджетные средства и средства фонда.

Как воспользоваться принятым в конце июля Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию ЖКХ" тем, кто хочет привести свой дом в порядок? На вопросы "РГ" ответил один из разработчиков закона, директор Департамента территориального развития Минэкономразвития России Ремир Мукумов.

- Федеральный бюджет выделяет на капремонт старого жилья и расселение из аварийных домов 250 млрд. рублей, причем 10 млрд. - до конца нынешнего года. А в Минрегионе России, например, говорят, что общая потребность - 1-1,5 трлн. рублей... Как определялась сумма?

- Есть статданные о количестве нуждающегося в ремонте жилья и экспертные оценки, сколько это может стоить. Так, на 1 января 2007 года аварийного жилья в России насчитывалось 11,2 млн. кв. метров. При подготовке закона учитывалось Послание президента РФ, в котором прямо указывалось, что объем фонда должен быть не менее 250 млрд. рублей.

Что касается расхождений в экспертных оценках, это естественно. Стоимость ремонта зависит от того, что вы хотите сделать с домом. Можно ведь в принципе превратить его в новый дом, но тогда придется выполнить огромный объем работ - от укрепления фундамента вплоть до перекладки крыши, это дорого. Плюс к тому, если финансирование проводить целиком за счет бюджета, цена будет на 20-30 процентов выше - у исполнителей не будет стимулов экономить.

И поэтому, когда разрабатывался закон, было принято принципиальное решение: необходимо софинансирование со стороны жителей. Это повысит, во-первых, их ответственность к расходованию бюджетных средств. И, во-вторых, не даст раздуть смету. И еще было решено позволить товариществам собственников жилья и управляющим компаниям самим выбирать подрядчика.

- Каким образом будет происходить распределение денег?

- Логика закона такова. Сначала определяются лимиты для каждого субъекта РФ исходя из принципа пропорциональности по общей площади жилых помещений в конкретном регионе. Но при этом установлено два ограничения: сумма не может быть меньше, чем 500 млн. рублей, и не больше 8 млрд.

Чтобы получить реальные деньги, субъекты обращаются в фонд содействия реформе ЖКХ. Но при этом им необходимо выполнить ряд условий: создать ТСЖ, провести конкурсы по привлечению управляющих компаний, выдавать бюджетные субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг людям, а не коммунальным предприятиям. И так далее.

И только выполнение этих условий (либо наличие нормативных правовых актов, предусматривающих, что эти условия будут выполнены) дает регионам доступ к средствам фонда.

- Вы оценивали, сколько регионов на данный момент полностью соответствует всем требуемым законом условиям?

- На сегодняшний день прямо прийти и получить деньги могут четыре региона. Но оставшиеся регионы вместо того, чтобы говорить, что от них требуют невозможного, должны принять те законодательные акты, которые необходимы. К примеру, часть регионов не хочет переходить на выдачу субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг непосредственно жителям. Но ведь есть постановление правительства РФ. Его надо выполнять.

- Есть продвинутые мэры, продвинутые города, опередившие регион в проведении коммунальной реформы. К примеру, Ангарск. То есть может быть так, что регион в целом каким-то условиям закона не соответствует, а отдельный город соответствует. Что, в этом случае его жители будут "наказаны" и не смогут провести ремонт?

- Региональным органам власти, если они хотят получить средства фонда, необходимо все равно выполнить условия. Но в законе есть возможность для муниципалитетов, которые показали себя лидерами, заявиться на получение средств фонда напрямую.

- Кто определяет, какая сумма выделяется муниципалитету?

- Объем финансирования по муниципалитетам определяется субъектами РФ.

Логика этого закона была очень простая: финансирование должно быть максимально прозрачным. В законе это видно: лимиты по регионам определяются не исходя из каких-то "подковерных" соображений, а в зависимости от количества жилищного фонда. Это первое. Второе. На последнем этапе "живые" деньги перечисляются либо ТСЖ, либо УК. Какова цель? Чтобы деньги пошли напрямую людям. Чтобы они не оставались в муниципалитетах и сам муниципалитет не проводил конкурс для подрядных организаций.

- Но ведь есть программы капремонта, программы по сносу. И в законе написано, что без таких программ регион и город средства из фонда не получат. Но эти программы составляют чиновники. Как жильцы могут повлиять на то, чтобы их дом был включен в программу?

- Нужно проявить инициативу самим. Собрание собственников принимает решение и отправляет письмо в муниципалитет: просим включить наш дом в муниципальную программу проведения капремонта. Либо муниципальную программу по сносу аварийных домов. И таким образом, муниципалитет обязан их либо включить, либо мотивированно отказать.

- Допустим, ТСЖ определилось с перечнем необходимых работ и обращается в муниципалитет. Муниципалитет говорит: да, мы вас включаем. Как затем определяется сумма для конкретного уже дома?

- Муниципалитет проверяет, во-первых, соответствует ли смета перечню работ, которые закреплены в федеральном законе, и тем нормативам предельной стоимости работ по капремонту, которые установил субъект. Анализирует общее количество заявок и объем имеющихся средств. После проведения этой экспертизы деньги направляются на счет ТСЖ или УК.

- То есть членам товарищества можно еще на стадии подготовки заявки сделать какие-то прикидочные расчеты, чтобы определить, какие деньги понадобятся?

- Имеет смысл уже сейчас решить, какие виды работ нужны и их очередность. И потом оценить, сколько смогут внести сами собственники, чтобы узнать, на какую сумму можно делать заявку.

- И что дальше?

- Затем ТСЖ либо управляющая компания должны отобрать подрядные организации: кто будет заменять лифт, кто будет чинить кровлю, и т.д.

- Как будут выбираться подрядчики? Поскольку речь идет о бюджетных деньгах, они должны выделяться исключительно на конкурсной основе. Но кто будет проводить конкурс, если подрядчика определяют сами собственники?

- В данном случае деньги уходят из бюджета и переходят в Фонд содействия реформирования ЖКХ, а в конечном итоге на счета ТСЖ и управляющих организаций. И с этого момента они перестают быть бюджетными. На них соответственно перестает действовать закон о размещении госзаказов, который предусматривает конкурсную процедуру.

Такой механизм появился не сразу. При подготовке проекта были обсуждения: а не распространить ли правила, по которым размещаются государственные и муниципальные заказы, и на подбор подрядных организаций? Но учитывая громоздкость таких процедур (45 дней на подачу заявки, обязательное опубликование, создание конкурсной комиссии и т.д.), было принято решение от этого отказаться. Тем не менее субъект РФ, как определил закон, может самостоятельно установить правила для отбора подрядчиков ТСЖ и УК.

- Как будет происходить софинансирование? Министр регионального развития Владимир Яковлев считает, что собственники вполне могут оплатить десять процентов стоимости ремонта. В законе написано "не менее 5 процентов". Кто и как будет "складывать" личные и государственные деньги?

- После того, как решение о выделении средств принято, они должны поступить на счет ТСЖ или УК. По закону, собственники должны добавить к этим деньгам свои пять процентов. Контроль также возлагается на муниципалитеты и на Фонд содействия реформированию ЖКХ. В первый год в регион перечисляется 30 процентов от установленного лимита. При оформлении очередного транша надо будет представить документы, в числе прочего, и о том, сколько же денег заплатило население. Если даже 4,9 процента, а не пять, финансирование в дальнейшем будет приостановлено.

На уровне муниципалитета механизм контроля за расходованием средств тоже жесткий. Для получения очередной порции средств нужно будет целиком и полностью отчитаться за предыдущий этап.

- Мы говорили, что жители уже могут составлять заявки в муниципалитет. Понадобится ли для этого принятие каких-то подзаконных актов, методик, утверждение бланков документации?

- Все это уже давным-давно есть. Миллиарды рублей запланировано уже в этом году направить на жилищное хозяйство из консолидированного бюджета субъектов РФ. Так что многие программы, сметы уже утверждены. Активно работающие ТСЖ, жилищные кооперативы все это знают. Знают, естественно, и управляющие компании, которые в большинстве пока остаются муниципальными.

- Когда программа фактически стартует?

- Сейчас решаются вопросы по организации фонда: это формирование наблюдательного совета, правления фонда, назначение генерального директора, регистрация юридического лица, затем - перечисление из бюджета уставного капитала этого фонда. Думаю, на это достаточно месяца-двух, и потом можно уже будет начинать работу.

Дата публикации: 13:58 12 сентября 2007

Источник: bpn.ru



Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.


Популярные публикации в разделе Жилая недвижимость - Россия

Более 70 процентов сделок в Крыму приходится на первичный рынок

Более 70 процентов сделок в Крыму приходится на первичный рынок

14.07.2016 - Раздел: Жилая недвижимость

После присоединения Крыма к составу России заинтересованность россиян, желающих приобрести «летнюю резиденцию у моря», значительно увеличилась, в результате чего цены на недвижимость региона растут пропорционально спросу.

Переселение - по закону!

Переселение - по закону!

06.10.2005 - Раздел: Жилая недвижимость

Новый Жилищный кодекс вызвал много споров, но самые ожесточенные - по статьям, касающимся различных аспектов переселения или выселения квартиросъемщиков или собственников квартир. Именно здесь интересы городских властей и граждан зачастую диаметрально противоположны.

Ветераны ВОВ получат сертификаты на жилье

29.06.2007 - Раздел: Жилая недвижимость

Ветераны Великой Отечественной Войны получат жилищные сертификаты, по которым они смогут приобрести квартиры. Об этом сообщил начальник "Объединенной дирекции по реализации федеральных инвестиционных программ" Росстроя Анатолий Мишанов.

Социальный наем: права и обязанности

Социальный наем: права и обязанности

19.09.2005 - Раздел: Жилая недвижимость

В новом Жилищном кодексе довольно четко расписаны основные права и обязанности как нанимателя, так и наймодателя. Если раньше мы распоряжались жильем, полученным от государства, достаточно вольно и самостоятельно, то теперь во многих случаях требуется согласие наймодателя - собственника жилых помещений. В чем достоинства квартиры в социальном найме по сравнению с приватизированной?

Кто должен платить за ЖКХ: арендатор или арендодатель?

Кто должен платить за ЖКХ: арендатор или арендодатель?

01.10.2014 - Раздел: Жилая недвижимость / ЖКХ

Среди вопросов, которые приходится решать арендодателю, значительное место занимает проблема коммунальных платежей. Хозяину жилья и квартиранту необходимо договориться, кто и как будет платить за ресурсы и содержание квартиры. Несмотря на то, что вариантов не так много, выбрать какой-то один не очень просто.


Пользователям

Разместить объявление

Контакты

По вопросам обращаться: info@bpn.ru

BPN.RU © 2004-2012