Раздел: Новостройки и строительство / Россия - Источник: КДО

Госкорпорация в строительстве: монстр или чудо-менеджер?

Госкорпорация в строительстве: монстр или чудо-менеджер?

Распечатать публикацию

Добавить в закладки

Стратегии вывода строительной отрасли из кризиса все еще нет. С одной стороны ее называют «локомотивом», который вытянет всю экономику. С другой — не решаются острейшие проблемы, например, кредитования частных компаний. Из этого можно сделать и такой вывод: строить будет кто-то другой, например, госкомпании. Разговоры о создании строительной госкорпорации ведутся давно. Об этом, применительно к жилищному строительству, говорил спикер Совета Федерации Сергей Миронов. Недавние предложения мэра столицы Юрия Лужкова о необходимости национализации компаний «неэффективных собственников» также может относиться к строителям. Возможно ли создание государственной строительной компании? Решит ли это проблемы или создаст новые? Об этом беседуют эксперты КДО daily.

КДО daily: Тема жилищной госкорпорации это разговоры на публику или реальное предложение? Если второе, то чем оно может быть обосновано?

Александр Пыпин, руководитель аналитического центра GED Analytics: В России уже работает как минимум одна государственная строительная компания, хотя и весьма специфичная — «Олимпстрой». Есть и советский опыт. На фоне того, что основным покупателем жилья в ближайшее время могут выступать именно власти различных уровней, вероятность огосударствления строительства достаточно высока. Более того, во многих регионах и по сей день сохранились муниципальные, областные и иные строительные компании, т.н. «управления капитального строительства» и им подобные организации, есть строительные компании с акционерным капиталом городов. В сложившихся условиях, когда в значительной мере и инвестором, и заказчиком и распределителем жилья будет государство, создание государственных строительных компаний выглядит логичным, т.к. позволит минимизировать риски работы с финансово неустойчивыми застройщиками.

Сергей Сидоров, исполнительный директор НП «Альянс Строителей»: Если говорить об эффективном решении социальных проблем в жилищной сфере, то создание государственной строительной компании возможно и даже необходимо. По разным оценкам в 2007 году объем ветхого жилья составлял до 100 млн кв. м и выше, аварийного — более 11 млн кв. м. Вопросы сноса ветхого и аварийного жилья, переселения граждан, нового строительства в рамках программ для молодых семей, военнослужащих, очередников и льготных категорий граждан требуют новых механизмов и путей их решения. Логично было бы при создании такой госкомпании замкнуть все имеющиеся госпрограммы на одного исполнителя, координатора.

КДО daily: То есть частные компании в решении этих вопросов бессильны?

Сергей Сидоров: Давайте рассуждать в рамках имеющихся реалий, а не отвлеченных схем. На сегодня нельзя однозначно сказать, решит ли госкорпорация существующие проблемы, и в какие сроки. Ясно одно, что силами только коммерческих структур это сделать тоже вряд ли удастся. По одной простой причине: целью госкорпорации должно быть решение именно социальных вопросов, обеспечения социальных обязательств государства и развитие в рамках заявленных государственных приоритетов, а не только забота о прибыли. И этим все сказано.

КДО daily: Так на днях прошло заседание совета ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада». Там говорилось о том, что эта ассоциация и Объединение строителей Петербурга подготовили в адрес премьер-министра РФ письмо с предложением о создании государственной корпорации. Дескать, в условиях кризиса госкорпорация обеспечила бы гарантии выполнения застройщиками своих обязательств перед дольщиками, так сказать, повышения доверия. То есть, госкорпорация будет заниматься и долевым строительством.

Омар Гаджиев, управляющий партнер девелоперской и консалтинговой компании Panorama Estate: Создание такой структуры возможно, но это не решит никаких проблем, скорее создаст новые. Это будет бесполезным отвлечением денег из бюджета. У нас страна очень большая. Одна компания ничего не даст. Нужно создавать 50 компаний — территориальных подразделений этой корпорации. У каждой масса смежников: поставщиков, производств, бюро и т.п. — это значит, создавать бизнес. А государство не должно заниматься бизнесом, это не его функция. Создание коммерческой структуры в рамках государства нецелесообразно. Иначе о конкуренции на рынке недвижимости можно будет забыть.

Сергей Лушкин, директор по маркетингу и продажам ООО «Квартал Эстейт»: Согласен. Государственные компании характеризуются недостаточно эффективным управлением и отсутствием ориентации на рынок. Создание таких компаний, вплоть до естественных монополий, целесообразно в отраслях промышленности национального значения, где участие частного капитала невозможно или крайне ограничено, это: атомная энергетика, космические технологии и другие. Создание государственной строительной компании может привести к вытеснению с рынка коммерческих застройщиков, что приведет к монополизации рынка, снижению качества, повышению средних сроков строительства и появлению дисбаланса в смежных отраслях.

Сергей Лядов, руководитель PR-отдела инвестиционно-девелоперской компании «Сити-XXI век»: В среднесрочной и долгосрочной перспективе ситуация на рынке недвижимости будет характеризоваться, прежде всего, усилением дефицита жилья. И создание государственной строительной компании ситуацию кардинально не изменит.

От ее появления количество участков под застройку резко не увеличится, а инженерные сети кардинально не улучшатся. Площадки с каждым годом становятся все более сложными для реализации проектов. На модернизацию коммуникаций требуются значительные средства, что зачастую делает экономику проектов отрицательной. С организацией государственной строительной компании стоимость подготовки площадок вряд ли значительно снизится.

А само распределение площадок? Закон предусматривает распределение участков под застройку на аукционах. Исходя из этого госкомпания для приобретения площадок должна будет участвовать в них на общих основаниях и в случае победы вносить деньги задолго до получения прибыли по проекту, что не сократит затраты по входу в проект и существенно не уменьшит стоимость квадратного метра. Если же речь пойдет об освоении госкомпанией бюджетных денег, то эффективность их расходов, мягко говоря, спорна. Практика показывает, что в частном секторе она в подавляющем большинстве случаев выше, чем в госсекторе. Создав госкомпанию, государство только навредит рынку, который с большим трудом формировался.

КДО daily: Неужели ни одного светлого пятнышка?

Михаил Храмов, генеральный директор Real Estate Consult: Ну почему же? Если вспомнить предложение спикера Совета Федерации, то госкорпорация по жилищному строительству должна получить часть функций Росрегистрации, Роснедвижимости, Росстроя, Ростехнадзора, в том числе функции оформления и выделения участков под строительство жилья и заключения о готовности дома к сдаче. Видите ли, у каждого «одного окна» есть «одна дверь». Если все процедуры сконцентрировать за одной дверью, то частным компаниям, без которых госкорпорации не обойтись, будет легче с ней работать. Условия решения вопросов будут адекватнее. По крайней мере, при срывах будет легче найти причину, было бы желание. Хотя, принцип: «Сам строю, сам контролирую, сам принимаю» ни к чему хорошему не приведет.

Сергей Сидоров: Думаю все же, от создания государственной строительной компании в итоге может выиграть весь строительный комплекс. В лице госкорпорации он получит довольно мощную структуру, которая смогла бы определить ориентиры для отрасли, внедрять инновации, и, что немаловажно, содействовать снижению административных барьеров и установлению единых правил для всех участников строительного рынка. Создание госкорпорации может, наконец, поставить точку в вопросе долгостроя, прояснить структуру формирования цены на новостройки. Прошедшие недавно государственные торги по выкупу жилья для военнослужащих показали, что большинство строительных компаний не имеют площадей, соответствующих государственным требованиям и не готовы снижать цены даже в период кризиса. Не сомневаюсь, что у госкорпорации найдутся рычаги снижения цен для участников госпрограмм. Рядовой же потребитель на вторичном рынке будет покупать такое жилье уже по рыночной цене, и это нормально. Здесь важно не допустить активного участия оптовых инвесторов и перекупщиков жилья для последующей перепродажи. Для этого нужен очень четкий механизм контроля государственных жилищных программ, чтобы помощь дошла по адресу.

Александр Пыпин: Понятно, что цель деятельности таких компаний будет направлена не на максимальную прибыль от стройки, а на обеспечение новых рабочих мест, наибольших объемов строительства, загрузку производства строительных материалов, достройку начатых объектов, обеспечение социальным жильем, оживление ипотеки и т.д. Но, к сожалению, эффективность таких компаний, в отсутствии конкуренции, будет сильно зависеть от личностей руководителей, уровня коррупции на местах, а процесс конечного распределения жилья, как и любого товара, продающегося не по рыночной цене, будет вызывать массу нареканий.

КДО daily: Вперед, «в светлое вчера»? Извините, за излишнюю политизацию вопроса, но у подобных социалистических экспериментов есть один существенный недостаток. Национализируется все легко и быстро. Но даже если где-то, например, в результате деятельности талантливого руководителя положение улучшается, денационализировать предприятия не спешат. Есть ли варианты альтернативные госкорпорации?

Сергей Сидоров: Сомнения понятны. Заявить об амбициозных задачах — полдела. Нужно еще их реализовать. Время покажет, сможет ли госкорпорация из государственного института превратиться в движущую силу строительного рынка. К тому же неразумно было бы полагать, что она справится с огромным комплексом проблем, которые тормозят сейчас работу отрасли. Чтобы деятельность строительной госкомпании была результативной, нужна тщательная законодательная проработка и ясное понимание конечных задач. Если действительно обходиться без политизации, то уверен, поставленная в жесткие и понятные условия, госкорпорация вполне впишется в рыночную экономику.

Сергей Лушкин: Если государство действительно заинтересовано в развитии стройкомплекса страны и повышении доступности жилья, оно в первую очередь должно взять на себя подготовку площадок для комплексного строительства в средних и малых городах страны, включающую подведение необходимых инженерных коммуникаций, подготовку и согласование проектной документации, строительство и развитие социально-транспортной инфраструктуры.

Омар Гаджиев: Решить какие-то проблемы можно с помощью Фонда содействию развития жилищного строительства, который был создан после появления 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» от 24.07.2008 года. То есть если говорить о создании какой-то государственной структуры, которая могла бы регулировать рынок жилищного строительства, то она уже есть. Этот Фонд был создан в 2008 году, его региональные отделения только приступили к работе, они пока формируют структуру земельных участков, которыми может распоряжаться фонд, определяют идеологию, согласно которой будут выделять субсидии под различные программы. Это и строительные программы, и исследовательские программы в области строительства и стройматериалов. У него есть право распределять субсидии по регионам. Он может и заказывать новое строительство, и приобретать уже построенные помещения. Фонд будет контролировать строительство инфраструктуры и развитие территорий. Он может писать представления в госорганы о принятии тех или иных решений, отслеживать картельные сговоры по повышению цены и т.д. В рамках Фонда возможно, например, оказание содействия созданию новых производственных мощностей, которые будут производить дешевые стройматериалы и тогда цена на строительство упадет сама собой.

То есть работа Фонда сейчас пока в самом начале. И я не вижу смысла создавать строительную корпорацию, когда у государства уже есть достаточно эффективный инструмент, который может существенно повлиять на развитие рынка недвижимости.

КДО daily: Да, есть федеральный закон 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», который подразумевает инфраструктурную подготовку площадок. И есть постановление правительства Москвы «Об изменении порядка принятия решений о предоставлении земельных участков» как бы в его развитие. Доля города в девелоперском проекте вроде бы будет уменьшена, но строительной компании теперь придется оплачивать полную стоимость работ по подведению инфраструктуры к строительным площадкам. Не самим «рыть» и согласовывать, а платить «по счету». Что-то подсказывает, что счет этот будет быстро расти и компании ничего не выиграют.

Михаил Храмов: И не сомневайтесь. Хотя как раз для госкорпорации больших проблем возникнуть не должно: готовить площадку наверняка будет другое ее подразделение.

КДО daily: Национализация дело такое, склонное к всеохватности.

Сергей Лядов: Все же признаем очевидное. Если дело ограничится системой бюджетного финансирования строительства, то она уже успешно работает в Москве и других крупных городах страны, когда за государственный подряд борются ведущие компании-застройщики. Создать базовые условия для постоянного и долгосрочного увеличения объемов строительства жилья — вот в чем заключается основная задача государства. Она крайне сложная, но единственно эффективная в рыночной экономике. Это не только подготовка участков, но и обеспечение равного для всех участников рынка доступа к ним.

Альберт Акопян

Дата публикации: 12:21 03 марта 2009

Источник: bpn.ru



Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.


Новостройки и строительство - Россия - последние новости

Популярные публикации в разделе Новостройки и строительство - Россия

Объемы нового строительства по итогам 2018 года лишь в каждом четвертом крупном городе соответствуют целевым значениям

Объемы нового строительства по итогам 2018 года лишь в каждом четвертом крупном городе соответствуют целевым значениям

05.09.2019 - Раздел: Новостройки и строительство

В 2018 году объём жилищного строительства в России снизился на 4% и составил 75,7 млн кв. м. Детальная статистика на муниципальном уровне выходит с заметным запозданием и изучить динамику на уровне отдельных городов и агломераций можно лишь сейчас.

Рынок новостроек во второй половине 2019 года

Рынок новостроек во второй половине 2019 года

03.09.2019 - Раздел: Новостройки и строительство

Сентябрь – традиционное начало не только нового учебного года, но и время повышения деловой активности. Эксперты ГК «Атлант» проанализировали текущую ситуацию на рынке новостроек Московского региона и поделились прогнозами по развитию сегмента до конца 2019 года.

Квартиры, которые предлагаются на первичном рынке прямо сейчас, уже подорожали на 5,4 процента

Квартиры, которые предлагаются на первичном рынке прямо сейчас, уже подорожали на 5,4 процента

01.08.2019 - Раздел: Новостройки и строительство

Аналитический центр ЦИАН изучил, как сейчас растут цены в процессе реализации квартир в новостройках. Сравнивались актуальные цены предложения конкретных квартир с ценами при первой публикации. Учитывались предложения, где за период реализации квартир было проведено хотя бы одно изменение цены, а также объявления, которые находились в реализации более 15 дней.

Ввод жилья в России по итогам полугодия вырос на 3,7 процента

Ввод жилья в России по итогам полугодия вырос на 3,7 процента

17.07.2019 - Раздел: Новостройки и строительство

В январе-июне 2019 года в РФ ввели в эксплуатацию 30,1 млн кв.м жилья, что на 3,7% больше показателя за аналогичный период прошлого года, сообщила Федеральная служба государственной статистики (Росстат).

НКО «ПОВС застройщиков» передала в «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства» более 705 млн руб. страховых премий

НКО «ПОВС застройщиков» передала в «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства» более 705 млн руб. страховых премий

06.08.2019 - Раздел: Новостройки и строительство

НКО «ПОВС застройщиков» перечислила на номинальный счет публично-правовой компании «Фонд по защите прав граждан-участников долевого строительства» 705 393 067 рублей, составивших 99% от полученной страховой премии, приходящейся на неистекший срок страхования. При этом 99% - это обозначенная действующим законодательством РФ цифра, при расчете части подлежащей перечислению страховой премии учитывался срок страхования, равный периоду несения ответственности по договору страхования - с учетом двухлетнего срока по истечении предусмотренного ДДУ срока передачи выгодоприобретателю жилого помещения. Денежные средства были перечислены 1 и 2 августа 2019 года.


Пользователям

Разместить объявление

Контакты

По вопросам обращаться: info@bpn.ru

BPN.RU © 2004-2012