Раздел: Жилая недвижимость / Россия - Источник: Российская газета

Головоломки реформирования жилищно-коммунального хозяйства приближаются к решению

Распечатать новость

Добавить в закладки

Большие цифры завораживают. Жилой фонд страны превышает 3 миллиарда квадратных метров. На самом деле это очень мало. Первоочередная потребность оценивается в 1,8 миллиарда, а к 2012 году с учетом роста спроса жилой фонд необходимо, как минимум, удвоить. Задача потребует увеличения темпов строительства чуть ли не в геометрической прогрессии.

Однако ввести дом в эксплуатацию - только часть проблемы. Его надо обслуживать, да так, чтобы жить в нем было комфортно, как положено в XXI веке. Нынешний ЖКХ с грехом пополам справляется с нынешними тремя миллиардами квадратных метров, а если их станет пять-шесть? Даже сейчас большинство претензий к ЖКХ связаны не столько с дороговизной, сколько с качеством услуг.

Найти ответы на самые жгучие вопросы постарались участники прошедшего 16-17 марта в Москве Всероссийского форума по проблемам жилищно-коммунального хозяйства. Не все удалось, но по многим позициям точки зрения заинтересованных сторон существенно сблизились.

- Несколько последних лет мы живем в условиях постоянной реформы. С введением стопроцентной оплаты за потребляемые жилищно-коммунальные услуги завершается ее первый этап, - сказал заместитель министра регионального развития Валерий Гончаров. - Настало время посмотреть в будущее, определить стратегию жилищной и коммунальной сфер.

Развитие рыночных отношений начиная с 1992 года во всех отраслях экономики не коснулось в полной мере жилищно-коммунального комплекса. Общий объем кредиторской задолженности предприятий ЖКХ составил к началу текущего года 300 миллиардов рублей, дебиторской - 213 миллиардов. Пора возвращать долги, создавать условия финансового оздоровления отрасли. При этом необходимо помнить, что средства, получаемые на финансирование жилищно-коммунального хозяйства от населения, уже сегодня являются основным источником покрытия расходов предприятий. Особое значение приобретает проведение на местах взвешенной и сбалансированной тарифно-ценовой политики.

Состояние жилищного фонда в стране в настоящее время не может удовлетворять, - признал заместитель министра, - недостаточными темпами проводится капитальный ремонт. При нормативной потребности 4-5 процентов, в среднем ежегодно ремонтируется лишь 1 процент жилья. Около 300 миллионов квадратных метров нуждается в неотложном капитальном ремонте и переоборудовании коммунальных квартир для посемейного проживания. Еще 250 миллионов квадратных метров требуют реконструкции. В неблагоустроенных квартирах проживает около 40 миллионов человек. Пять миллионов обитают в ветхом и аварийном жилищном фонде.

Директор Департамента строительства и ЖКХ минрегионразвития Сергей Круглик сообщил о том, что рассматривается вопрос об освобождении от квартплаты жителей ветхих и аварийных домов. Основной упор он сделал на необходимости опережающей инженерной подготовки новых территорий застройки. На эти цели федеральный бюджет выделяет средства, которые должны быть адекватно дополнены региональными и муниципальными вложениями. Принятые в конце прошлого года 25 законов по формированию рынка доступного жилья необходимо подкрепить еще двумя: об инвестиционных соглашениях в сфере жилищно-коммунального хозяйства и о финансовом оздоровлении отрасли. Без этого трудно привлечь в ЖКХ частных инвесторов и предпринимателей.

В государственно-частном партнерстве видят ключ к решению многих проблем выступавшие на форуме специалисты. Ясно, что, действуя на особицу, ни федеральный, ни местные бюджеты, ни частные инвесторы сдвинуть с мертвой точки тяжеленный воз не смогут.

Развитию сотрудничества органов власти и бизнес-сообщества посвятил свое выступление заместитель руководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХ (Росстрой) Юрий Тыртышов.

- При реализации проектов власть должна брать на себя менее рентабельную, административно-зависимую часть: инвентаризацию объекта, подготовку проектно-сметной и исходно-разрешительной документации, экспертизу и другое, вплоть до земляных работ. Таким образом, должна готовиться площадка для продолжения реализации проекта с привлечением коммерческих средств инвесторов на возвратной основе.

Подобная схема наиболее актуальна при реализации подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", испытывающей нехватку внебюджетных средств.

В условиях софинансирования на каждый федеральный рубль удалось дополнительно привлечь 3 рубля 46 копеек, в том числе 2 рубля 84 копейки - из бюджетов нижних уровней и только 62 копейки из внебюджетных источников. Сложившееся соотношение между бюджетными и внебюджетными источниками - "6 к 1".

В целом за весь первый период реализации подпрограммы, с 2002 по 2004 год, вместо 2,5 миллиона квадратных метров, как ожидалось, ликвидировано только 630,4 тысячи квадратных метров непригодного жилфонда.

Это, во-первых, заставляет делать вывод о слабом развитии механизмов инвестиционного сотрудничества между властью и бизнес-структурами. Во-вторых, говорит о слабой работе по привлечению средств населения на условиях долевого участия, - отметил Юрий Тыртышов. - Одновременно следует резко увеличить объемы бюджетного финансирования.

В минувшем году федеральным агентством было заключено девять соглашений о сотрудничестве в сфере модернизации и реанимации систем жизнеобеспечения с частными инвесторами. Росстрой последовательно проводит политику завершения перевода отрасли на бездотационный режим финансирования. Переход на окупаемые тарифы резко увеличит инвестиционную привлекательность ЖКХ. Приток частных операторов-инвесторов в этот сектор экономики должен резко увеличиться.

- Надо отметить общие усилия государственных органов власти, направленные на то, чтобы сделать процесс тарифного регулирования в жилищно-коммунальной сфере прозрачным и упорядоченным, - заявил заместитель руководителя Росстроя. - В минувшем году были приняты постановления правительства Российской Федерации "Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства" и "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг". В конце года был принят Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", который предусматривает в структуре тарифа в качестве обязательного компонента так называемую инвестиционную составляющую - надбавку к цене с учетом производственных и инвестиционных программ, утверждаемых муниципалитетом. Таким образом, совершенствуя тарифное регулирование, власть делает жилищно-коммунальный сектор более понятным и, соответственно, привлекательным для частника.

Росстрой продолжает настаивать на принятии закона "Об инвестиционных соглашениях в жилищно-коммунальной сфере" и закона "Об особенностях оборота имущества в жилищно-коммунальной сфере". Первый предусматривает снижение рисков при заключении долгосрочных соглашений. Второй должен наложить запрет на переход жилищно-коммунальной инфраструктуры в частную собственность. Пока нет однозначного решения вопроса о праве собственности на объекты, реконструируемые или вновь строящиеся с привлечением частных инвестиций.

Дата публикации: 10:25 22 марта 2005

Источник: bpn.ru



Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.


Популярные публикации в разделе Жилая недвижимость - Россия

Более 70 процентов сделок в Крыму приходится на первичный рынок

Более 70 процентов сделок в Крыму приходится на первичный рынок

14.07.2016 - Раздел: Жилая недвижимость

После присоединения Крыма к составу России заинтересованность россиян, желающих приобрести «летнюю резиденцию у моря», значительно увеличилась, в результате чего цены на недвижимость региона растут пропорционально спросу.

Переселение - по закону!

Переселение - по закону!

06.10.2005 - Раздел: Жилая недвижимость

Новый Жилищный кодекс вызвал много споров, но самые ожесточенные - по статьям, касающимся различных аспектов переселения или выселения квартиросъемщиков или собственников квартир. Именно здесь интересы городских властей и граждан зачастую диаметрально противоположны.

Ветераны ВОВ получат сертификаты на жилье

29.06.2007 - Раздел: Жилая недвижимость

Ветераны Великой Отечественной Войны получат жилищные сертификаты, по которым они смогут приобрести квартиры. Об этом сообщил начальник "Объединенной дирекции по реализации федеральных инвестиционных программ" Росстроя Анатолий Мишанов.

Социальный наем: права и обязанности

Социальный наем: права и обязанности

19.09.2005 - Раздел: Жилая недвижимость

В новом Жилищном кодексе довольно четко расписаны основные права и обязанности как нанимателя, так и наймодателя. Если раньше мы распоряжались жильем, полученным от государства, достаточно вольно и самостоятельно, то теперь во многих случаях требуется согласие наймодателя - собственника жилых помещений. В чем достоинства квартиры в социальном найме по сравнению с приватизированной?

Кто должен платить за ЖКХ: арендатор или арендодатель?

Кто должен платить за ЖКХ: арендатор или арендодатель?

01.10.2014 - Раздел: Жилая недвижимость / ЖКХ

Среди вопросов, которые приходится решать арендодателю, значительное место занимает проблема коммунальных платежей. Хозяину жилья и квартиранту необходимо договориться, кто и как будет платить за ресурсы и содержание квартиры. Несмотря на то, что вариантов не так много, выбрать какой-то один не очень просто.


Пользователям

Разместить объявление

Контакты

По вопросам обращаться: info@bpn.ru

BPN.RU © 2004-2012