Раздел: Рынок недвижимости / Компании, лица / Москва -
У каждой компании на рынке недвижимости "свой" кризисный опыт. Кому-то пришлось проходить через процедуру банкротства, кому-то – мучительно искать кредитные ресурсы, чтобы достроить "замороженный" проект. И если для девелоперов, как правило, главной головной болью были переговоры с банками, то для компаний, работающих на генподрядном рынке, одной из основных проблем стало получение от заказчиков честно отработанных денег.
О том, как кризис изменил отношения между подрядчиками и девелоперами, какой сегмент строительного рынка первым начал восстанавливаться после коллапса, в интервью "РИА Новости – Недвижимость" рассказал генеральный директор группы компаний "Еврострой" Андрей Хижняк.
- Андрей Юрьевич, ваша компания известна как из один из ведущих игроков рынка генподрядных услуг. В каких сегментах вы работаете?
- Группа компаний "Еврострой" ведет свою историю с 1989 года. За это время мы строили разные объекты, начиная от коттеджей, типовых детских садиков и школ площадью 3-5 тысяч квадратных метров и заканчивая крупными торговыми и складскими центрами площадью в 200 тысяч и более квадратных метров. Сейчас нашим приоритетным направлением является генеральный подряд. Вместе с тем, мы постепенно развиваем свою деятельность также в качестве девелопера и инвестора.
- Какова общая площадь объектов, которыми вы занимаетесь и занимались?
- Мы построили объекты общей площадью более 1,5 миллиона квадратных метров. При этом в кризис наши объемы, конечно, несколько упали: если до кризиса мы строили 600-700 тысяч квадратных метров в год, то в этом году мы планируем сдать крупный торговый комплекс "Гагаринский" на пересечении Третьего транспортного кольца и улицы Вавилова, логистический центр для компании Hyundai в Подмосковье, заказчиком которого был поставщик комплектующих "Мобис", комплекс "Леруа Мерлен" в Подмосковье, перинатальный центр в Тверской области в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье". Всего, с учетом ряда других объектов, получается, что по итогам 2010 года мы рассчитываем сдать более 400 тысяч квадратных метров.
- А каким для вас был 2009 год?
- Он был значительно хуже, чем 2010 год. Остановились очень многие проекты: ушли заказчики и торговых центров, и складских комплексов. Причем речь шла о крупнейших операторах этого рынка, компаниях мирового уровня, например, "Евразии Логистик" и MLP. Если до кризиса у нас было 20-30, а иногда и более объектов в портфеле, то в 2009 год мы зашли всего с несколькими объектами. По обороту средств наши объемы сократились едва ли не втрое.
Но наше положение все же в определенном смысле было лучше, чем у некоторых девелоперских компаний, которые также весьма сильно пострадали от кризиса, как и вся строительная отрасль в целом. Будучи крупной генподрядной организацией, мы смогли войти в кризис без отрицательной банковской истории. Поэтому когда мы сейчас начинаем переговоры с банками, у нас нет неприятного осадка катастрофы - мы смогли адаптироваться к новым экономическим условиям. Но, разумеется, мы вынуждены были пересмотреть, к примеру, свою кадровую политику. Штат компании несколько сократился: это как действия хирурга во время тяжелой операции, и в первую очередь ушли те, кто не хотел и не умел работать.
- Сейчас стало лучше?
- Да, кризис начал отступать, это очень заметно. Уже поступают многочисленные обращения от заказчиков, решивших "разморозить" свои проекты. Прежде всего, это коснулось крупных торговых центров. Речь идет о проектах таких сетевиков, как "Ашан", "Вей Парк", "Реал", "Леруа Мерлен" – компаний, которые стратегически весьма сильно заинтересованы в своем развитии в России. Сегодня у нас в работе достаточное количество контрактов, но свободные мощности еще есть, и мы надеемся на дальнейший прирост числа заказов.
- Почему же складской сектор труднее всего выходит из кризиса?
- Дело в том, что скорость размораживания проектов разная. Люди, которые имели сбережения, на первом этапе пошли покупать, скажем, телевизоры или холодильники, чтобы не потерять средства из-за инфляции. Так освобождались от товара переполненные склады, которые до кризиса были закружены на 100%. Затем в кризис продажи резко упали, и последние полтора года многие логистические комплексы простояли пустыми на 25-50%. А если уже существующие склады стоят незагруженными, то зачем строить новые?
К тому же перед самым кризисом в складской сегмент решили заходить компании, не являющиеся профессиональными игроками на этом рынке и желавшие диверсифицировать свои риски. Они первыми приостановили свои проекты. У нас, к примеру, был подобный опыт в Краснодаре с одной из компаний, специализировавшейся на жилой недвижимости. Они собирались строить склады под Олимпиаду в Сочи, но с началом экономических трудностей сосредоточились на своем основном бизнесе, а логистический проект по-прежнему заморожен.
- Изменил ли кризис финансовые показатели деятельности строительных компаний?
- Естественно, наши доходы упали. В кризис упала рыночная стоимость квадратного метра, уменьшился коэффициент генподрядных услуг. При этом, если цена "квадрата" снизилась, скажем, на 30%, себестоимость работ уменьшилась на 2-5%, накладные расходы – на 10%, то прибыль сократилась на 50-75%.
- Каково сегодня, по вашему мнению, состояние рынка недвижимости в России?
- Участники рынка постепенно научились работать в новых условиях. Если раньше рынок пребывал в некотором смысле в стадии ожидания, сделки купли-продажи практически не совершались, то сейчас многие построенные объекты уже проданы, а строительство "недостроев" возобновляется. Кроме того, произошло некоторое перераспределение собственности.
Даже на рынке жилье, где в начале кризиса многие выжидали, надеясь на восстановление прежних высоких цен, подобных девелоперов, придерживающихся стратегии ожидания, сейчас осталось едва ли больше 30%. Все остальные примирились с новыми экономическими условиями и продают объекты по ценам ниже докризисных.
- Как тогда ваша компания собирается развиваться в посткризисный этап?
- Наша стратегия предполагает не только экспансию в регионы, но также диверсификацию деятельности и портфеля заказов по сегментам рынка. Мы собираемся активно работать по трем основным направлениям – генподряд, девелопмент и инвестиционные проекты.
- И какие регионы для вас приоритетны?
- Мы развиваем свою деятельность, ориентируясь на федеральные округа. Если говорить о субъектах федерации, то мы активно работаем в центральных регионах России – в Москве и Подмосковье, Тверской области. На юге России – в Краснодарском крае и Ростове, на Урале - в Екатеринбурге и Свердловской области, а также дальше Урала - в Кургане и Красноярске. При этом "Еврострой" старается вести параллельное развитие во всех регионах сразу и постепенно охватывать другие российские регионы. Система работы компании это позволяет: под каждый проект, по сути, формируется отдельная структура, организующая процесс управления строительством на проекте любого объема, вплоть до "стотысячника".
Мы видим, что в регионах у нас есть большой потенциал для приложения нашего профессионального опыта, чтобы качественно и быстро реализовать достаточно сложные и масштабные проекты. Кроме того, в большинстве регионов пока что не вполне распространено применение современных технологий управления строительством. Нередко приходилось встречаться с тем, что многие привыкли работать "по старинке" – например, взять побольше кусок и сделать его с участием меньшего количества сотрудников. И не важно, сколько это займет времени и не будет ли дороже стоить заказчику и самому генподрядчику.
Технологии индустриального строительства пока что, к сожалению, не очень распространены в России. Для нас в этом смысле одним из эффективных образцов партнерства была компания "Ашан", с которой мы успешно сотрудничаем уже много лет. Взаимодействуя именно с ней, мы отработали систему и методы, позволяющие поддерживать достаточно напряженный темп строительства и достигать максимально высокого качества работ. Этот опыт, в частности, позволяет нам чувствовать себя очень уверенно при переговорах с заказчиком, независимо от того, какие требования по срокам и прочим ключевым параметрам предъявляются к строительству объекта. Крупные и солидные заказчики доверяют нам, потому что в нас уверены и имеют многолетнюю позитивную историю сотрудничества с нами.
Дата публикации: 16:44 16 июля 2010
14.04.2011 - Раздел: Москва / Рынок недвижимости / Операции с недвижимостью
Покупая или продавая квартиру на вторичном рынке недвижимости, главное на чем сосредоточено внимание продавца и покупателя - это финальная цена квартиры. Однако ни один, ни другой подчас не догадываются, что в ходе оформления сделки их ждут еще дополнительные расходы, не просчитав которые, можно попросту провалить сделку.
27.12.2019 - Раздел: Москва / Рынок недвижимости /
Такого объявления вы не встретите ни в газетах, ни в интернете. Тем не менее, риэлторские компании продаются и покупаются. О том, как это происходит, рассказывает Управляющий партнер Центра риэлторских франшиз Роман Мурадян.
19.09.2011 - Раздел: Москва / Рынок недвижимости /
Расширенная столица утвердит свои новые размеры к лету следующего года. Первые проекты к тому времени будут уже запущены, а сейчас идет их активное обсуждение. О том, что ждёт Москву, рассказал глава стройкомплекса Марат Хуснуллин.
22.08.2011 - Раздел: Москва / Рынок недвижимости /
Столичная мэрия опубликовала проект согласованных предложений властей Москвы и Московской области по расширению границ города.
08.06.2011 - Раздел: Москва / Рынок недвижимости / Жилищные программы
Совет Федерации одобрил закон, дополняющий Земельный кодекс РФ, и закон «О содействии развитию жилищного строительства» положением о безвозмездной передаче земельных участков, находящихся в федеральной и региональной собственности, в муниципальную собственность для их предоставления многодетным семьям.
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru