Раздел: Рынок недвижимости / Законодательство / Санкт-Петербург -
Письмо губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко Владимиру Путину об исключении города из списка исторических поселений РФ на минувшей неделе обсуждалось широко и громко. На пресс-конференции в ИА «Росбалт» свою позицию высказали представители общественных организаций.
Все началось 26 декабря, когда губернатор Валентина Матвиенко направила премьеру Владимиру Путину письмо, в котором попросила исключить Петербург из перечня исторических поселений страны, утвержденного полгода назад. На сегодняшний день этот список включает 41 населенный пункт с высокой степенью исторической застройки: города Золотого кольца, Иркутск и пр. Согласно закону «Об объектах культурного наследия народов РФ», статус исторического поселения предполагает особый контроль над сохранением не только памятников, но и планировки всего города, его застройки новыми объектами. Все одобренные местными властями исторических поселений градостроительные планы должны в обязательном порядке согласовываться с Росохранкультурой.
По мнению Смольного, Петербург не должен считаться историческим поселением, поскольку культурный центр занимает здесь лишь четверть общей территории. А поскольку в перечень включен город целиком, согласовывать с Росохранкультурой на сегодняшний день приходится любое строительство, в том числе и застройку окраинных пустырей. Это, по словам представителей городской администрации, приводит к постоянным пересылкам огромного объема документации и сильно замедляет строительство так необходимых городу жилых и коммерческих зданий. К тому же для исторического центра уже установлен режим зон охраны, разработанный при помощи Комитета по охране памятников, и двойное регулирование может привести к противоречиям и приостановке инвестиционных проектов.
Однако представители общественных организаций Петербурга видят проблему в другом. «Мы расцениваем это заявление губернатора как наглый демарш, который, по сути, бросает вызов культурной общественности города, – говорит руководитель группы ЭРА Алексей Ярэма. – Напомню, что порядок согласования документации на строительство в Петербурге является изначально очень важной вещью. Целый ряд сомнительных проектов в городе удалось предотвратить только благодаря тому, что в дело вмешивалось Министерство культуры».
«Согласно Генплану застройки города, намечена реализация нескольких проектов, для постройки которых придется снести некоторые исторические здания, – приводит пример участник движения «Живой город» Андрей Воронцов. – Это требует обязательного согласования федеральных структур, потому что местные согласуют все что угодно».
Основной мотив Смольного – неудобство пересылки в Москву «тонн документации» – представители общественных организаций напрочь отметают. «Это не архисложный процесс, – уверен Алексей Ярэма. – Он всегда занимал какое-то время – иногда месяц, иногда три месяца, но ничего критического, никаких тонн бумаги там, разумеется, нет. Как правило, это несколько томов. Никаких проблем с этим ни у кого не возникало, за исключением тех инвесторов, которые заведомо закладывали в свою проектную документацию решения, не допустимые с точки зрения охраны наследия». Подтвердили эту информацию и в Росохранкультуре: согласованию подлежит лишь документация по планировке территорий в границах существующего историко-культурного опорного плана. А это далеко не тонны бумаг.
Однако и пересылка документов в Москву – мера излишняя: у Росохранкультуры есть отделение в Петербурге. По словам противников письма губернатора, со всеми бумагами администрация города может обращаться и туда. «Всю документацию можно согласовывать в местном отделении Росохранкультуры, но лишь теоретически. Местная Росохранкультура крайне пассивна, и практически никаких решительных действий по защите города с ее стороны мы не наблюдали, – объясняет Андрей Воронцов. – В целом, решение об исключении города из списка исторических поселений повлечет за собой два глобальных последствия. Первое – это имидж, престиж действующей в Петербурге власти. Заявить, что город не имеет объектов культурного наследия – абсурд. Второе – потеря контроля со стороны федеральных органов: “протащить” можно будет что угодно».
Раздразнив не только общественников и оппозицию, но и некоторых представителей Росохранкультуры, губернатор Валентина Матвиенко вскоре отказалась от своей просьбы и сообщила, что в принципе сфера контроля Минкульта над решениями Смольного могла бы ограничиться лишь границами исторического центра города. Однако это заявление вызвало вторую волну недовольства.
«Заявление о том, что в список исторических поселений можно включить только центр города, представляется непрофессиональным, некомпетентным, – говорит Алексей Ярэма. – Данный перечень представляет собой список населенных пунктов – городов, сел, а не каких-то отдельных их кусков. Включить в этот список часть города в принципе невозможно».
«За пределами центра города есть много одиночных исторических объектов, и у меня есть опасения, что администрации проще будет лишить их статуса выявленного объекта, чем согласовывать по ним дополнительную документацию, – говорит Андрей Воронцов. – На окраинах Петербурга есть памятники культурного наследия, связанные, например, с пороховыми заводами, казармами, и если эти объекты останутся без защиты, судьба их может оказаться печальной».
В свете последних событий общественники все чаще вспоминают старый советский закон, действовавший до введения в действие закона №73 «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» от 25.06.2002. Согласно ему, местные власти должны были согласовывать с Минкультом каждый инвестиционный проект.
«Если Росохранкультура сейчас хотя бы периодически вмешивается в питерские дела, какие-то хотя бы самые вопиющие варварские проекты и идеи удается застопорить на ранней стадии развития, то в случае исключения города из перечня исторических поселений и этого не будет», – описывает мрачное будущее Алексей Ярэма.
Однако, как бы ни закончилась эта история, ясно одно: каждый новый неосторожный шаг городской администрации вызывает все больше возмущения у общественности. И дело здесь не в каком-то конкретном историческом объекте, а в серьезных опасениях за будущее города в целом.
«На мой взгляд, предложение Матвиенко – это опаснейший прецедент, который рано или поздно может привести к тому, что в Петербурге начнется полная ревизия охранных статусов, – приводит «Росбалт» слова председателя Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александра Марголиса. – Если сейчас по существующему законодательству все находится в единой связке, то если из нее выдрать хотя бы одно звено, может разрушиться и все остальное».
Дата публикации: 13:39 08 февраля 2011
08.06.2011 - Раздел: Санкт-Петербург / Рынок недвижимости / Операции с недвижимостью
Дарение - это весьма распространенная операция на рынке недвижимости. О ее тонкостях и нюансах, а также об обратной стороне "недвижимых" подарков рассказывает адвокат Адвокатской палаты города Москвы, ведущий юрист «Первого Столичного Юридического Центра» Олег Сухов.
23.01.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Рынок недвижимости /
Эксперты рассказали о том, почему текущий год может стать знаковым для рынка апартаментов Петербурга.
21.01.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Рынок недвижимости /
Эксперты компании Р-ФИКС рассказали о том, почему девелоперы активно застраивают Невский район.
16.01.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Рынок недвижимости /
Вторичная недвижимости вблизи от Охта-Центра выросла почти на 40 тыс. руб за “квадрат”, вблизи от Лахта-центра – на 112 тыс. руб.
27.12.2019 - Раздел: Санкт-Петербург / Рынок недвижимости /
Эксперты рассказали о том, как будут меняться цены на новую недвижимость вблизи от станции метро «Улица Дыбенко».
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru