Раздел: Жилая недвижимость / Россия - Источник: Московская правда

А ну-ка, отними

А ну-ка, отними

Распечатать публикацию

Добавить в закладки

Приступая к обсуждению нового Жилищного кодекса РФ, «Кватирный вопрос» задался целью выносить на обсуждение вопросы в порядке их, по мнению редакции, «крупногабаритности». Редакция «Кватирный вопрос» не обходит молчанием и менее глобальные изменения жилищной политики, привнесенные в нашу жизнь со вступлением в силу нового ЖК. как то: наличие в законе определения «малоимущих» граждан: расширение прав собственника жилья, например, при выселении бывшего супруга и т. д.

Надо сказать, что из номера в номер мы приводим мнение как разработчиков закона - депутатов Госдумы, так и юристов, усматривающих в некоторых нормах нового ЖК неконкретность, даже размытость формулировок, допускающую вольность трактования положений закона на местах. Тем более что согласно ст. 50 ЖК теперь именно власти на местах, то есть в регионах, смогут устанавливать как критерии оценки имущественного положения, например, очередников (напомним, что бесплатное жилье теперь предоставляется только беднякам), так и норму предоставления площади жилого помещения. И эта норма отныне устанавливается вне всякой зависимости от среднефедеральных норм предоставления и ориентирована исключительно на местный уровень обеспеченности населения жильем. К чести многих экспертов-юристов надо сказать, что эта статья ЖК представляется им одной из самых «неблагоприятных» для граждан. Причем самое парадоксальное в том, что в ходе обсуждения закона, вернее, в начальной стадии обсуждения, предлагалось установить норматив в 15 кв. метров. Но даже эта весьма скромная цифра вызвала столь бурные дискуссии в стане шикарно по большей части обеспеченных жильем законодателей, что они не придумали ничего лучшего, как переложить решение взрывоопасного вопроса на органы местного самоуправления. И результат такой перетасовки нетрудно предугадать: если в какой-то губернии, то бишь муниципальном образовании, давно ничего не строят и фактические три метра на человека здесь никого не удивляют, то и нормативы местная власть установит соответствующие, взяв за «эталон» комфортного проживания три и - от щедрот своих - пять десятых метра. Очевидно, что такая «щедрость» не решит, а в сущности только заморозит на долгие годы проблему обеспечения населения жильем (а не насестом в курятнике). А уж о социальной справедливости и вовсе придется забыть: возможности, а, следовательно, и нормативы у Москвы или промышленного центра-донора, с одной стороны, и крохотного райцентра - с другой, окажутся, естественно, несопоставимыми.

Большие опасения у независимых экспертов вызывает и статья 32 «Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд». Не знаю, как наших читателей, а вот дальновидных и, повторяю, добросовестных юристов при прочтении такого текста прошибает озноб. Дело в том, что ни в самом долго разрабатывавшемся и долго обсуждавшемся Жилищном кодексе, ни в каких-либо других законодательных актах ничего не говорится о причинах(обоснованиях), по которым земельный участок, занятый даже многоквартирным домом, может быть изъят «в пользу» государства или муниципальных властей, А это может стать поводом (кто бы сомневался) для злоупотреблений со стороны «изымателей», наделенных, как выше уже сказано, и без того немыслимыми, честно говоря, правами решать «жилищные» судьбы людей.

Помимо весьма сомнительной законности самого изъятия, пугает и пункт 7 данной статьи: «При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием». Что это дополнение может означать в реальной российской действительности? И при «изъятии», и, к слову сказать, при признании домов аварийными и их сносе выкупная цена будет определяться по ценам, установленным постановлением правительства. Которое, как подразумевается, отлично знает законы рынка и потому цены устанавливает вполне рыночные. Так-то оно, может и так, однако доктор экономических наук Оксана Дмитриева, она же депутат Государственной Думы и член Комитета по бюджету и налогам, открыто заявила на недавней пресс-конференции, что, по ее мнению, установленные чинушами-рыночниками цены занижены по сравнению с реально рыночными минимум в три раза! И в этом, по словам депутата, таится опасность не просто ущемления прав, а и произвола в отношении собственников жилья.

Столько же сомнительно выглядит еще одно проявление отеческой заботы законодателей о гражданах, вынужденных отныне приспосабливаться к новым законам коммунального бытия. Скажем, собственники жилья теперь могут сами выбирать управляющую компанию, которая будет чистить-блистить их подъезд и холить-лелеять домовые коммуникации. Казалось бы - и прекрасно, долой дармоедов-бракоделов из РЭУ и ДЕЗов! Между тем и в этой как бы рыночной вольнице для жильцов таится истинная кабала. Оказывается, по новому закону собственники жилья должны в течение года провести собрание, на котором и будет ими выбрана эта самая управляющая компания. Если сами жильцы этого не сделают, за них это берутся сделать другие, а именно все те же органы местного самоуправления. А они, вероятнее всего, «назначат» управлять домами давно и хорошо знакомые им (жильцам, впрочем, тоже) ЖЭКи и ДЕЗы. Правда, уже не совсем те же, а преобразованные в акционерные общества, которые - внимание! - вправе устанавливать СОБСТВЕННЫЕ расценки на обслуживание.

И расценки эти сильно отличаются, понятно в какую сторону, от как бы муниципальных - примеры такого различия уже сполна ощутили на себе жители Санкт-Петербурга.

Давайте вдумаемся и в эту перспективу. Во-первых, совершенно непонятно, с какого дня пошел годовой отсчет периода, в который жильцы ОБЯЗАНЫ провести собрание. Далее - кто, в какие сроки и в какой форме должен ознакомить жильцов со списком региональных (находящихся в зоне доступности) компаний, способных управлять их коммунальным хозяйством? Должны ли местные коммунальные начальники проинформировать жильцов-дилетантов о деловых плюсах и минусах этих компаний, и если да, то несут ли начальники в дальнейшем ответственность за недостоверные (заведомо ложные, лоббистские и т. п.) сведения, предоставленные жильцам? И, что немаловажно, будет ли кто-нибудь если не регулировать, то хотя бы следить за соответствием устанавливаемых местными компаниями тарифов федеральным стандартам? Да и будут ли они вообще, эти стандарты...

Но и это еще, оказывается, не сам айсберг, о который способна вдребезги разбиться коммунальная лодчонка конкретного дома. Это лишь его вершина, а основная глыбища затаилась под мутной реформенной водой. Дело в том, что если жильцы собрание не проведут или проведут абы как, поскольку не знакомы с юридическими тонкостями проведения, - так вот в этом случае факт собрания может быть инсценирован либо могут быть фальсифицированы его результаты. И договор от имени жильцов будет заключен с эксплуатирующей организацией либо с какой ни то управляющей компанией, которая будет поставлять жильцам «с их согласия» услуги по ценам, превышающим официальные нормативные расценки для данного субъекта Федерации!

По мнению Оксаны Дмитриевой и многих других «критиков» нового ЖК, имена которых мы называли в предыдущих выпусках «КВ», все эти тонкости должны были быть четко прописаны в законе в качестве как мер противодействия произволу со стороны чиновников и эксплуатирующих организаций, так и для недопущения возможного диктата в части расходов по эксплуатации жилья со стороны одних собственников в отношении других собственников и нанимателей. «Граждане должны быть проинформированы обо всех своих правах и обязанностях, вытекающих из положений нового закона, - считает О. Дмитриева. - И должны знать, как противодействовать новым «схемам» при оплате жилья и коммунальных услуг».

Кто бы спорил с доктором экономических наук! Закавыка лишь в том, что большинство собственников жилья, а тем более нанимателей - совсем не «доктора». Все мы скорее пациенты «лечащих» нас законодателей и правительства. И каковы методы этого лечения, какова его стоимость, а главное, каков прогноз такого вмешательства в наш коммунальный организм, - на эти вопросы должны дать ответ те, кто сеет эпидемию неразберихи в столь важной сфере жизни. Запускать болезнь законодательной немощи далее некуда.

Дата публикации: 17:01 08 апреля 2005

Источник: bpn.ru



Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.


Популярные публикации в разделе Жилая недвижимость - Россия

Более 70 процентов сделок в Крыму приходится на первичный рынок

Более 70 процентов сделок в Крыму приходится на первичный рынок

14.07.2016 - Раздел: Жилая недвижимость

После присоединения Крыма к составу России заинтересованность россиян, желающих приобрести «летнюю резиденцию у моря», значительно увеличилась, в результате чего цены на недвижимость региона растут пропорционально спросу.

Переселение - по закону!

Переселение - по закону!

06.10.2005 - Раздел: Жилая недвижимость

Новый Жилищный кодекс вызвал много споров, но самые ожесточенные - по статьям, касающимся различных аспектов переселения или выселения квартиросъемщиков или собственников квартир. Именно здесь интересы городских властей и граждан зачастую диаметрально противоположны.

Ветераны ВОВ получат сертификаты на жилье

29.06.2007 - Раздел: Жилая недвижимость

Ветераны Великой Отечественной Войны получат жилищные сертификаты, по которым они смогут приобрести квартиры. Об этом сообщил начальник "Объединенной дирекции по реализации федеральных инвестиционных программ" Росстроя Анатолий Мишанов.

Социальный наем: права и обязанности

Социальный наем: права и обязанности

19.09.2005 - Раздел: Жилая недвижимость

В новом Жилищном кодексе довольно четко расписаны основные права и обязанности как нанимателя, так и наймодателя. Если раньше мы распоряжались жильем, полученным от государства, достаточно вольно и самостоятельно, то теперь во многих случаях требуется согласие наймодателя - собственника жилых помещений. В чем достоинства квартиры в социальном найме по сравнению с приватизированной?

Кто должен платить за ЖКХ: арендатор или арендодатель?

Кто должен платить за ЖКХ: арендатор или арендодатель?

01.10.2014 - Раздел: Жилая недвижимость / ЖКХ

Среди вопросов, которые приходится решать арендодателю, значительное место занимает проблема коммунальных платежей. Хозяину жилья и квартиранту необходимо договориться, кто и как будет платить за ресурсы и содержание квартиры. Несмотря на то, что вариантов не так много, выбрать какой-то один не очень просто.


Пользователям

Разместить объявление

Контакты

По вопросам обращаться: info@bpn.ru

BPN.RU © 2004-2012