Раздел: Рынок недвижимости / Санкт-Петербург -
Smart city — инновационный подход к развитию города и одновременно — накопленный итог множества технологических инноваций. "Наступление "умных" вещей принципиально меняет устройство городов", — поясняет директор ЦСР "Северо–Запад" Владимир Княгинин. В "новом вещном мире", говорит он, знакомые объекты играют незнакомые роли: дом не только дает людям крышу, но и генерирует для них электроэнергию, автомобиль становится передвижным офисом. Но главная задача smart city — связать "умные" предметы и подсистемы в предельно эффективное и, значит, экологичное целое.
"Концепция "умного", то есть ресурсоэффективного города позволяет начать переход к таким моделям высокого уровня, как Poscarbon City", — констатирует руководитель проектов ЦСР Виктория Желтова. Российские города, с их протекающими крышами и ямами на дорогах, вынуждены искать свою, адаптированную модель "умного" города.
Центральное понятие "умного" города — интеллектуальная сеть. В энергетике это smart grid — инженерная сеть нового поколения, предполагающая обратную связь между потребителями и производителями электроэнергии в режиме реального времени, децентрализацию, активное использование объектов альтернативной и возобновляемой энергетики. Smart grid управляет распределением и потреблением энергии, полученной из разных источников: как традиционных газовых станций, так и солнечных батарей, размещенных на крышах "умных" зданий, и многочисленных "ветряков".
Техническая основа интеллектуальной электросети — разветвленная система микроконтроллеров. Она дает "пищу для ума" другим системам: автоматизированного учета данных потребителей, мониторинга состояния электротехнического оборудования, управления оборудованием, управления выездными бригадами и прочим интеллектуальным процессам. В итоге кратно повышаются надежность электроснабжения и объем сэкономленных ресурсов. Важный принцип smart grid — возможность автономной работы каждого узла. Если одно или несколько звеньев выходят из строя, система автоматически меняет конфигурацию и продолжает работать. США до 2030 года выделяет на формирование smart grids около $165 млрд, Китай в ближайшие годы — $150 млрд. Принципы smart grid, разработанные для электроэнергетики, теперь применяются при формировании практически любых инженерных систем.
Другой пример "умных" сетей — интеллектуальные дороги. Их ключевые элементы — дорожные сенсоры и видеокамеры, снабжающие мгновенной информацией полицию, водителей, пассажиров общественного транспорта и центры управления движением. Каким образом распорядиться получаемой информацией — зависит от смекалки городских управленцев и разработчиков программ "умного" транспорта. Результатами становятся, как и в случае smart grid, повышение безопасности, эффективное использование ресурса — дорожной инфраструктуры, улучшение экологической ситуации — снижение объема выхлопных газов. Как подчеркнул на проведенном РБК в Петербурге конгрессе "Трансформация городов" руководитель программы "Разумные города" IBM в Восточной Европе Роберт Кернсток, "простое количественное развитие инфраструктуры приводит лишь к увеличению транспортного потока и не решает проблему пробок. Нужно не столько наращивать инфраструктуру, сколько оптимизировать, с помощью современных информационных технологий, управление уже построенными транспортными сетями".
В качестве примера г–н Кернсток привел проект, реализованный в Сингапуре. Там была внедрена оригинальная система управления транспортной ситуацией. В частности, пассажир пользуется единым проездным билетом во всех видах транспорта — от автобуса до такси, — и данные о его перемещениях используются для управления развитием инфраструктуры. "Проект помог увеличить пропускную способность дорожной сети города в три раза и снизить потери транспортных компаний на 80%", — отметил г–н Кернсток. В текущем году программа "умного" транспорта стартовала в Москве при участии IBM.
Петербург также заявляет о начале применения smart–подходов. Как сообщили РБК daily в петербургском Комитете по транспортной и транзитной политике, в городе идет разработка Интеллектуальной транспортной системы, состоящей из трех блоков: автоматизированной системы управления городским пассажирским транспортом (АСУ ГПТ), автоматизированной системы контроля оплаты проезда (АСКОП) и автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУ ДД). "Все три блока внедряются в настоящее время", — отметили в комитете.
Отдельные признаки автоматизированной системы управления движением — конкретнее, управления светофорами — имелись в Петербурге и раньше. Но ввиду ничтожного количества управляемых светофоров, низкого уровня системы управления, а также банальной ежедневной поломки светофоров на ключевых перекрестках, попытки остались категорически не замеченными петербуржцами. Поэтому в июле 2011 года петербургское правительство приняло Постановление "О бюджетных инвестициях в проектирование, строительство и реконструкцию объектов организации дорожного движения в Санкт–Петербурге на 2011–2015 годы". В соответствии с ним утвержден план расширения и обновления "парка" светофоров, а также проектирования и строительства систем автоматического управления их работой. В ближайшие четыре года намечено построить АСУДД на 168 адресах и спроектировать такие системы на 143 адресах. Ожидается, что в результате автоматизированные системы охватят 80–90% городских магистралей, время ожидания маршрутного транспорта на светофорах сократится в среднем на 15% в день, скорость движения городского пассажирского транспорта повысится на 20%, объем выхлопных газов сократится на 4–9%.
В то же время петербургский Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) изучает возможности развертывания в Петербурге smart grids. Пока работа находится на начальном этапе — обсуждения принципов формирования интеллектуальных энергосетей с заинтересованными сторонами. Частью этого обсуждения должен стать круглый стол, запланированный КЭРППиТ на Петербургском международном инновационном форуме.
По мнению Виктории Желтовой, такие попытки можно считать благом — хотя бы потому, что они демонстрируют желание двигаться в сторону smart city. Другое дело, что иногда от локального применения технологий smart — в том числе в транспортной сфере — при сохранении общего хаоса становится только хуже. "“Умный" город начинается с рационального планирования городского развития и городского пространства, — подчеркивает Виктория Желтова. — Если вы планируете освоение огромных, не обеспеченных инфраструктурой территорий на окраинах, как это происходит в Петербурге — селите в большом удалении от центра тысячи людей, увеличивая протяженность транспортных сетей и нагрузку на эти сети, то вы не решите проблему пробок, интеллектуально управляя светофорами".
Адаптация модели smart city к условиям российского города должна заключаться, во–первых, в том, чтобы отделить необходимые задачи от фантазийных. Не надо стремиться сформировать в Петербурге самую "продвинутую" и дорогую из существующих в мире smart grids, но делать новые инженерные сети заведомо ненадежными и неэффективными тоже нельзя.
"Без внедрения grid–систем в теплосетях, электроснабжении, вентилировании и кондиционировании не обойтись уже сейчас, — уверен генеральный директор компании "Тетра Электрик" Ян Абубакиров. — Ведь smart grid — это технологические решения, которые определяют качество развития системы лет на двадцать вперед". Как он добавляет, "не надо забывать, что система Smart Grid была разработана в ЕС в 2004 году для внедрения до 2020 года. Мы и так отстаем лет на двадцать".
Во–вторых, начинать стоит с тех решений, которые дают достойный эффект при минимальных сроках внедрения — чтобы быстрее создать прецеденты развития. "Я бы начинал с автоматизированных систем диспетчеризации, учета ресурсов и безопасности жилого и нежилого фонда, — продолжает Ян Абубакиров, — а также с внедрения частотного регулирования электродвигателей насосов в тепловых системах. В зависимости от необходимой нагрузки, появляется возможность изменять объемы подачи теплоносителя". Эксперт подчеркивает, что "оба решения можно внедрить в массовом порядке за два года".
В–третьих, возвращаясь к началу, задача smart city — объединить разумные подсистемы в максимально рациональное целое. Российская практика управления приводит рациональные по отдельности действия к безумному общему результату. "Улицу под моими окнами раскапывают и закапывают по три раза в год, — отмечает генеральный директор компании "Конфидент. Инженерные системы" Петр Кузнецов. — В первом случае — для ремонта дороги, во втором — для ремонта теплосетей, в третьем — в рамках программы модернизации водопровода".
По его мнению, неоценимую помощь в устранении такого рода безумия могут оказать информационные системы — но не сложные интеллектуальные, а довольно простые. В частности, геоинформационные системы (ГИСы) позволяют свести воедино и представить на карте города планы разных комитетов и ведомств по предоставлению земельных участков под застройку, строительству инженерной и транспортной инфраструктуры, причем со сроками и ответственными за их соблюдение. На внедрение этого высокотехнологичного решения при добросовестной работе даже года не понадобится, но трудно представить, насколько оно повысит эффективность Петербурга.
"“Умный" город — тот, в котором жителям не надо задумываться о том, как приспособить свою жизнь к городу. Здесь город приспосабливается под жителей, в нем комфортно и безопасно, перемещения в пространстве не противоречат времени. В современных российских мегаполисах стало и неудобно, и небезопасно. Города переросли себя, они отнимают у человека слишком много "пустого" времени — не на работу или социальную жизнь, а на перемещение в пространстве. И пока человечество не изобрело аппараты для мгновенного перемещения, единственный способ сделать город "умнее" — создать вокруг центров новые урбанистические районы. В нашем понимании это города–спутники — самостоятельные и в то же время связанные с центром, с собственными офисными и торговыми площадями, рабочими местами и совершенно не похожие на спальные районы, которые как грибы растут сейчас вокруг Петербурга".
Дата публикации: 14:10 30 сентября 2011
08.06.2011 - Раздел: Санкт-Петербург / Рынок недвижимости / Операции с недвижимостью
Дарение - это весьма распространенная операция на рынке недвижимости. О ее тонкостях и нюансах, а также об обратной стороне "недвижимых" подарков рассказывает адвокат Адвокатской палаты города Москвы, ведущий юрист «Первого Столичного Юридического Центра» Олег Сухов.
23.01.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Рынок недвижимости
Эксперты рассказали о том, почему текущий год может стать знаковым для рынка апартаментов Петербурга.
21.01.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Рынок недвижимости
Эксперты компании Р-ФИКС рассказали о том, почему девелоперы активно застраивают Невский район.
16.01.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Рынок недвижимости
Вторичная недвижимости вблизи от Охта-Центра выросла почти на 40 тыс. руб за “квадрат”, вблизи от Лахта-центра – на 112 тыс. руб.
27.12.2019 - Раздел: Санкт-Петербург / Рынок недвижимости
Эксперты рассказали о том, как будут меняться цены на новую недвижимость вблизи от станции метро «Улица Дыбенко».
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru