Smart city: как это по-русски

Smart city: как это по-русски

Распечатать публикацию

Добавить в закладки

Smart city — инновационный подход к развитию города и одновременно — накопленный итог множества технологических инноваций. "Наступление "умных" вещей принципиально меняет устройство городов", — поясняет директор ЦСР "Северо–Запад" Владимир Княгинин. В "новом вещном мире", говорит он, знакомые объекты играют незнакомые роли: дом не только дает людям крышу, но и генерирует для них электроэнергию, автомобиль становится передвижным офисом. Но главная задача smart city — связать "умные" предметы и подсистемы в предельно эффективное и, значит, экологичное целое.

"Концепция "умного", то есть ресурсоэффективного города позволяет начать переход к таким моделям высокого уровня, как Poscarbon City", — констатирует руководитель проектов ЦСР Виктория Желтова. Российские города, с их протекающими крышами и ямами на дорогах, вынуждены искать свою, адаптированную модель "умного" города.

Центральное понятие "умного" города — интеллектуальная сеть. В энергетике это smart grid — инженерная сеть нового поколения, предполагающая обратную связь между потребителями и производителями электроэнергии в режиме реального времени, децентрализацию, активное использование объектов альтернативной и возобновляемой энергетики. Smart grid управляет распределением и потреблением энергии, полученной из разных источников: как традиционных газовых станций, так и солнечных батарей, размещенных на крышах "умных" зданий, и многочисленных "ветряков".

Информация управляет материей

Техническая основа интеллектуальной электросети — разветвленная система микроконтроллеров. Она дает "пищу для ума" другим системам: автоматизированного учета данных потребителей, мониторинга состояния электротехнического оборудования, управления оборудованием, управления выездными бригадами и прочим интеллектуальным процессам. В итоге кратно повышаются надежность электроснабжения и объем сэкономленных ресурсов. Важный принцип smart grid — возможность автономной работы каждого узла. Если одно или несколько звеньев выходят из строя, система автоматически меняет конфигурацию и продолжает работать. США до 2030 года выделяет на формирование smart grids около $165 млрд, Китай в ближайшие годы — $150 млрд. Принципы smart grid, разработанные для электроэнергетики, теперь применяются при формировании практически любых инженерных систем.

Другой пример "умных" сетей — интеллектуальные дороги. Их ключевые элементы — дорожные сенсоры и видеокамеры, снабжающие мгновенной информацией полицию, водителей, пассажиров общественного транспорта и центры управления движением. Каким образом распорядиться получаемой информацией — зависит от смекалки городских управленцев и разработчиков программ "умного" транспорта. Результатами становятся, как и в случае smart grid, повышение безопасности, эффективное использование ресурса — дорожной инфраструктуры, улучшение экологической ситуации — снижение объема выхлопных газов. Как подчеркнул на проведенном РБК в Петербурге конгрессе "Трансформация городов" руководитель программы "Разумные города" IBM в Восточной Европе Роберт Кернсток, "простое количественное развитие инфраструктуры приводит лишь к увеличению транспортного потока и не решает проблему пробок. Нужно не столько наращивать инфраструктуру, сколько оптимизировать, с помощью современных информационных технологий, управление уже построенными транспортными сетями".

В качестве примера г–н Кернсток привел проект, реализованный в Сингапуре. Там была внедрена оригинальная система управления транспортной ситуацией. В частности, пассажир пользуется единым проездным билетом во всех видах транспорта — от автобуса до такси, — и данные о его перемещениях используются для управления развитием инфраструктуры. "Проект помог увеличить пропускную способность дорожной сети города в три раза и снизить потери транспортных компаний на 80%", — отметил г–н Кернсток. В текущем году программа "умного" транспорта стартовала в Москве при участии IBM.

Стратегия локальных попыток

Петербург также заявляет о начале применения smart–подходов. Как сообщили РБК daily в петербургском Комитете по транспортной и транзитной политике, в городе идет разработка Интеллектуальной транспортной системы, состоящей из трех блоков: автоматизированной системы управления городским пассажирским транспортом (АСУ ГПТ), автоматизированной системы контроля оплаты проезда (АСКОП) и автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУ ДД). "Все три блока внедряются в настоящее время", — отметили в комитете.

Отдельные признаки автоматизированной системы управления движением — конкретнее, управления светофорами — имелись в Петербурге и раньше. Но ввиду ничтожного количества управляемых светофоров, низкого уровня системы управления, а также банальной ежедневной поломки светофоров на ключевых перекрестках, попытки остались категорически не замеченными петербуржцами. Поэтому в июле 2011 года петербургское правительство приняло Постановление "О бюджетных инвестициях в проектирование, строительство и реконструкцию объектов организации дорожного движения в Санкт–Петербурге на 2011–2015 годы". В соответствии с ним утвержден план расширения и обновления "парка" светофоров, а также проектирования и строительства систем автоматического управления их работой. В ближайшие четыре года намечено построить АСУДД на 168 адресах и спроектировать такие системы на 143 адресах. Ожидается, что в результате автоматизированные системы охватят 80–90% городских магистралей, время ожидания маршрутного транспорта на светофорах сократится в среднем на 15% в день, скорость движения городского пассажирского транспорта повысится на 20%, объем выхлопных газов сократится на 4–9%.

В то же время петербургский Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) изучает возможности развертывания в Петербурге smart grids. Пока работа находится на начальном этапе — обсуждения принципов формирования интеллектуальных энергосетей с заинтересованными сторонами. Частью этого обсуждения должен стать круглый стол, запланированный КЭРППиТ на Петербургском международном инновационном форуме.

По мнению Виктории Желтовой, такие попытки можно считать благом — хотя бы потому, что они демонстрируют желание двигаться в сторону smart city. Другое дело, что иногда от локального применения технологий smart — в том числе в транспортной сфере — при сохранении общего хаоса становится только хуже. "“Умный" город начинается с рационального планирования городского развития и городского пространства, — подчеркивает Виктория Желтова. — Если вы планируете освоение огромных, не обеспеченных инфраструктурой территорий на окраинах, как это происходит в Петербурге — селите в большом удалении от центра тысячи людей, увеличивая протяженность транспортных сетей и нагрузку на эти сети, то вы не решите проблему пробок, интеллектуально управляя светофорами".

Ликвидация безумия

Адаптация модели smart city к условиям российского города должна заключаться, во–первых, в том, чтобы отделить необходимые задачи от фантазийных. Не надо стремиться сформировать в Петербурге самую "продвинутую" и дорогую из существующих в мире smart grids, но делать новые инженерные сети заведомо ненадежными и неэффективными тоже нельзя.

"Без внедрения grid–систем в теплосетях, электроснабжении, вентилировании и кондиционировании не обойтись уже сейчас, — уверен генеральный директор компании "Тетра Электрик" Ян Абубакиров. — Ведь smart grid — это технологические решения, которые определяют качество развития системы лет на двадцать вперед". Как он добавляет, "не надо забывать, что система Smart Grid была разработана в ЕС в 2004 году для внедрения до 2020 года. Мы и так отстаем лет на двадцать".

Во–вторых, начинать стоит с тех решений, которые дают достойный эффект при минимальных сроках внедрения — чтобы быстрее создать прецеденты развития. "Я бы начинал с автоматизированных систем диспетчеризации, учета ресурсов и безопасности жилого и нежилого фонда, — продолжает Ян Абубакиров, — а также с внедрения частотного регулирования электродвигателей насосов в тепловых системах. В зависимости от необходимой нагрузки, появляется возможность изменять объемы подачи теплоносителя". Эксперт подчеркивает, что "оба решения можно внедрить в массовом порядке за два года".

В–третьих, возвращаясь к началу, задача smart city — объединить разумные подсистемы в максимально рациональное целое. Российская практика управления приводит рациональные по отдельности действия к безумному общему результату. "Улицу под моими окнами раскапывают и закапывают по три раза в год, — отмечает генеральный директор компании "Конфидент. Инженерные системы" Петр Кузнецов. — В первом случае — для ремонта дороги, во втором — для ремонта теплосетей, в третьем — в рамках программы модернизации водопровода".

По его мнению, неоценимую помощь в устранении такого рода безумия могут оказать информационные системы — но не сложные интеллектуальные, а довольно простые. В частности, геоинформационные системы (ГИСы) позволяют свести воедино и представить на карте города планы разных комитетов и ведомств по предоставлению земельных участков под застройку, строительству инженерной и транспортной инфраструктуры, причем со сроками и ответственными за их соблюдение. На внедрение этого высокотехнологичного решения при добросовестной работе даже года не понадобится, но трудно представить, насколько оно повысит эффективность Петербурга.

Андрей Назаров, генеральный директор УК "СТАРТ Девелопмент":

"“Умный" город — тот, в котором жителям не надо задумываться о том, как приспособить свою жизнь к городу. Здесь город приспосабливается под жителей, в нем комфортно и безопасно, перемещения в пространстве не противоречат времени. В современных российских мегаполисах стало и неудобно, и небезопасно. Города переросли себя, они отнимают у человека слишком много "пустого" времени — не на работу или социальную жизнь, а на перемещение в пространстве. И пока человечество не изобрело аппараты для мгновенного перемещения, единственный способ сделать город "умнее" — создать вокруг центров новые урбанистические районы. В нашем понимании это города–спутники — самостоятельные и в то же время связанные с центром, с собственными офисными и торговыми площадями, рабочими местами и совершенно не похожие на спальные районы, которые как грибы растут сейчас вокруг Петербурга".

Дата публикации: 14:10 30 сентября 2011

Источник: bpn.ru



Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.


Популярные публикации в разделе Рынок недвижимости - Санкт-Петербург

Дарственная на квартиру - плюсы и минусы

Дарственная на квартиру - плюсы и минусы

08.06.2011 - Раздел: Санкт-Петербург / Рынок недвижимости / Операции с недвижимостью

Дарение - это весьма распространенная операция на рынке недвижимости. О ее тонкостях и нюансах, а также об обратной стороне "недвижимых" подарков рассказывает адвокат Адвокатской палаты города Москвы, ведущий юрист «Первого Столичного Юридического Центра» Олег Сухов.

2020-й год может сильно ударить по рынку апартаментов - эксперт

2020-й год может сильно ударить по рынку апартаментов - эксперт

23.01.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Рынок недвижимости

Эксперты рассказали о том, почему текущий год может стать знаковым для рынка апартаментов Петербурга.

Невский район - инвестиционно-привлекательная часть города

Невский район - инвестиционно-привлекательная часть города

21.01.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Рынок недвижимости

Эксперты компании Р-ФИКС рассказали о том, почему девелоперы активно застраивают Невский район.

Как изменились цены на жилье вблизи Охта-Центра и Лахта-Центра за 10 лет

Как изменились цены на жилье вблизи Охта-Центра и Лахта-Центра за 10 лет

16.01.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Рынок недвижимости

Вторичная недвижимости вблизи от Охта-Центра выросла почти на 40 тыс. руб за “квадрат”, вблизи от Лахта-центра – на 112 тыс. руб.

Локация у метро «Улица Дыбенко» на пороге взлета цен на первичном рынке

Локация у метро «Улица Дыбенко» на пороге взлета цен на первичном рынке

27.12.2019 - Раздел: Санкт-Петербург / Рынок недвижимости

Эксперты рассказали о том, как будут меняться цены на новую недвижимость вблизи от станции метро «Улица Дыбенко».


Пользователям

Разместить объявление

Контакты

По вопросам обращаться: info@bpn.ru

BPN.RU © 2004-2012