Раздел: Рынок недвижимости / Москва -
В конце 2011 года Сергей Собянин сделал серьезные кадровые перестановки в правительстве Москвы, поменяв руководство комплекса имущественно-земельных отношений города. Руководителем департамента земельных ресурсов столицы стал ВЛАДИМИР ЕФИМОВ, работавший до этого в Федеральной антимонопольной службе. Экс-глава московского УФАС рассказал в интервью спецкорреспонденту РБК daily НИКОЛАЮ МИХАЛЕВУ о новой земельной политике столичных властей.
— Конечно, работа в ФАС существенно отличается от работы в департаменте. И по направлению, и по своей организации, и специфике. Но не могу сказать, что она совсем для меня нова. Работая в ФАС, в рамках комиссии по административной реформе мы принимали участие в разработке административных регламентов, устанавливающих порядок оказания госуслуг, в том числе касающихся земельно-правовых отношений. Эта работа мне знакома и понятна изнутри.
— С 1 апреля вступают в силу поправки в Земельный кодекс, касающиеся расторжения инвестконтрактов и договоров аренды земли под долгостроями в одностороннем порядке. С учетом решений градостроительно-земельной комиссии (ГЗК), которая рассмотрела более половины девелоперских инвестконтрактов, сколько планируется расторгнуть договоров аренды земельных участков под проблемными проектами?
— Что касается договоров аренды, расторжение которых может начаться в одностороннем порядке с апреля, то, по предварительным оценкам, таких площадок в городе около 400. Это договоры аренды земельных участков, первоначальный анализ которых говорит о том, что эти площадки пока не использовались, но на них оформлены земельно-правовые отношения. Сейчас мы проводим проверку фактического состояния данных участков.
Мы должны проработать каждый участок, посмотреть, что там планировалось строить, в какие сроки и что находится на этом участке в настоящий момент. Есть ли там какие-то здания, строения, сооружения или нет. К 1 апреля мы будем иметь четкую картину, сколько всего участков было предоставлено и не освоено. После этого мы предложим ГЗК те или иные решения по конкретному участку.
— Да. Мы в этом заинтересованы в первую очередь не только как орган, который распоряжается земельными участками и может получать доход в бюджет от их реализации. В этом заинтересованы город и городская экономика. Потому что если земельный участок предоставлен в аренду для целей строительства, то основной эффект экономика получает не от земельных платежей. Они не маленькие, но и не определяющие. Когда на этом участке строится объект недвижимости, то это инвестиции. В последующем, если это жилье, то это обеспечение жильем граждан. Если это коммерческий объект, то это работающее предприятие, которое платит налоги в казну. Когда земля простаивает, мы, конечно, получаем арендные платежи, но это не то, что мог бы получить город от эффективного освоения соответствующего земельного участка.
— В прошлом году около 2,5 тыс. А всего в настоящий момент мы администрируем более 50 тыс. договоров аренды.
— Предотвратить простой земельных участков можно в первую очередь экономическими мерами — увеличением арендных платежей при невведении объекта в эксплуатацию в установленный срок, то есть сделав долгострой невыгодным инвестору. Если город все-таки будет сталкиваться с этими проблемами, они будут решаться на ГЗК.
— За прошлый год был приватизирован 431 земельный участок площадью 291,34 га, тогда как с 2006 года по настоящее время — 1245 участков площадью 790,85 га.
— В целом нет. Перенос окончания срока, предоставляющего право на льготный выкуп, несколько сократил количество заявок в конце года, но ненамного. В настоящий момент мы продаем около десяти участков еженедельно.
— Причиной для отказа может быть несоответствие тех документов, которые подает заявитель, действующему законодательству. Бывают случаи, когда участок был сформирован как единое целое, но на нем находятся три-четыре здания. Раньше они принадлежали одному лицу, но в последующем были проданы разным лицам. В этой ситуации мы отказываем в приватизации участка целиком, потому что он делимый. Мы его делим на несколько участков — отдельно под каждым зданием, и у каждого собственника соответствующего здания возникает возможность выкупить свой участок.
— С 1 июля выкупить землю можно будет за 100% кадастровой стоимости.
— В настоящий момент кадастровая стоимость несколько ниже рыночной, так как оценку земельных участков последний раз проводили в 2007 году. В период кризиса она не актуализировалась, и сегодня возникла необходимость ее корректировки. В этом году мы планируем провести кадастровую оценку земельных участков на весь город, актуализировать ее исходя из фактической стоимости земельных участков.
— Да, мы планируем делать ее соответствующей рынку.
— Общий доход, который мы получили от продажи и сдачи городской земли в аренду в прошлом году, составил 29 млрд руб., в том числе 6,6 млрд — доход от продажи земельных участков, 3,5 млрд — от продажи права на заключение договоров аренды. Небольшой доход от продажи на аукционах прав аренды земельного участка обусловлен тем, что действия комплекса были направлены на поиск новых и подготовку имеющихся земельных участков, которые мы планируем реализовать на торгах в 2012 году. Сейчас сделан достаточно большой задел земельных участков. Для выставления на торги требуется подготовка обосновывающих материалов, проверка наличия возможности подключения к инженерным сетям. В настоящий момент у нас есть около 600 участков, которые мы планируем к проработке для выставления на торги в 2012 году.
Сегодня на сайте департамента опубликован перечень участков, которые потенциально могут быть интересны инвесторам. Мы хотим, чтобы все заинтересованные лица имели представление о планах города и могли делать нам свои предложения, например по целевому использованию участков. Это позволит нам выставлять на аукционы наиболее востребованные у бизнеса площадки.
— При продаже объекта недвижимости будет работать законодательство о приватизации. Когда же в оборот будут вовлекаться пустые участки, не обремененные правами третьих лиц, свободные от объектов недвижимости, то здесь мы планируем проводить земельные аукционы.
— Честно говоря, в каждом случае требуется экономический расчет, что правильнее и выгоднее. Когда торгуется размер арендной платы, это проще для входа бизнеса, так как здесь отсутствует первоначальный платеж, который порой достигает сотен миллионов рублей. С другой стороны, если мы говорим о каком-то крупном объекте и планируем привлечение крупных инвесторов, то, возможно, имеет смысл использовать механизм выкупа права. Наличие этих средств подтверждает в том числе и надежность инвестора и снимает риск несостоятельного застройщика. Выбор той или иной схемы является механизмом защиты города от ненадлежащих участников. Экономическая защита на входе является пока единственным способом отсеять ненадежного контрагента.
— В настоящий момент здесь нет какой-то жесткой привязки. Соответствующее решение может быть принято в зависимости от потенциальной стоимости проекта, который будет реализован на продаваемом участке. Если это крупный торговый центр, а не магазин шаговой доступности, то здесь должен быть серьезный инвестор. Если мы говорим про гараж, то город заинтересован в его быстром возведении и низкой стоимости с точки зрения продажи машиномест либо их аренды. Если на входе необходимо осуществить большой платеж, он закладывается в стоимость реализации проекта.
— Я не думаю, что это необходимо. Это не является тем случаем, когда вариативность принятия решения органом власти влечет за собой какую-то коррупционную составляющую. Здесь оценка экономики и эффективности использования городского имущества проводится по каждому объекту отдельно. Но после того, как мы объявляем торги, это становится условием, равным для всех. Поэтому здесь мы никого из инвесторов или потенциальных покупателей не ставим в преимущественное положение.
— О принципах сложно говорить, потому что работа разная, но среди основных задач, которые я вижу, — прозрачность и понятность наших действий, отсутствие критики за двойные стандарты со стороны заявителей. В первую очередь это максимальная открытость и регламентация совершаемых департаментом действий. Надеюсь, что к концу февраля — в марте будут приняты все административные регламенты.
Мы уже видоизменяем работу наших подразделений, например службы одного окна. Она становится универсальной с точки зрения территории. Мы устранили географическую привязку. Также мы планируем ввести электронную запись на прием в службу одного окна. И самое главное — перейти на оказание услуг в электронном виде. Мы уже начали оказывать в этом виде три услуги. Заявитель может подать весь пакет документов в отсканированном виде, в течение пяти дней наши специалисты проверяют его на соответствие действующему законодательству и после этого информируют заявителя о том, что с документами все в порядке либо что надо поправить. После этого заявитель приходит и сдает документы, заранее понимая, что ему не будет отказано по формальному основанию.
— Эта процедура предусмотрена Земельным кодексом, а не московскими правилами. Она применяется в городе для размещения храмов, объектов гаражного строительства. На ГЗК могут быть приняты и иные решения, например для строительства объектов энергетической инфраструктуры. Для них нужны маленькие участки. Торговать их на аукционе смысла нет, потому что кроме естественного монополиста — электросетевой компании, работающей в данном районе, за эти площадки бороться никто не будет.
— Эти работы ведутся. Мы отобрали несколько организаций, которые занимаются межеванием застроенных кварталов. После завершения указанной работы мы планируем приступить к формированию земельных участков и оформлению земельно-правовых отношений.
— По состоянию на начало 2012 года департаментом обеспечены работы по утверждению проектов межевания кварталов застроенных территорий города на площадь, равную примерно 20 тыс. га. В рамках заключенных государственных контрактов в этом году на утверждение будет передано еще 7,1 тыс. га.
— Мне кажется, что мы со стройкомплексом друг друга органично дополняем и работаем рука об руку. Если говорить про земельные участки, которые мы выставляем на торги, работа у нас построена абсолютно слаженно и последовательно. Мы выбираем существующие участки, предлагаем Москомархитектуре, а она прорабатывает их на предмет возможного использования. Дальше мы совместно принимаем решение о конечном целевом назначении площадок с учетом экономики и возможной эффективности. И уже потом выставляем участки на торги. Понятно, что реализовывать полномочия, связанные с определением целевого назначения участка, без Москомархитектуры, которая является своего рода регулятором в городе, в принципе невозможно. Москомархитектура — это для нас одно окно, которое выдает нам варианты использования земли. А мы уже выбираем из этих вариантов те, которые нам нужны и наиболее интересны с точки зрения экономики.
— Принятое решение де-факто восстановило целевое назначение земельного участка, существовавшее раньше, которое, по мнению правительства Москвы и по тем документам, которые имеются в нашем распоряжении, в свое время было изменено не совсем законно. В настоящее время идут судебные споры вокруг этих земельных участков, предвосхищать которые было бы неправильно.
— Сейчас мы эту работу активно проводим, и я думаю, что в ближайшее время можно будет сказать, кто собственники участков на новой территории, какие участки свободны, какие обременены. Уже сейчас есть понимание по распределению полномочий, как они будут распределены между районами столицы, городскими округами, муниципальными и сельскими поселениями. Я могу уверить вас в одном, что до 1 июля, когда у нас дедлайн по получению информации и началу выполнения соответствующих полномочий, все будет готово. К тому времени ДЗР будет знать, у кого какие участки, чем мы будем распоряжаться, что осталось в собственности Московской области, что в частной собственности, а что в федеральной.
— Пока я могу сказать, что землепользователей в Московской области в целом раза в полтора больше, чем в Москве. Учитывая, что присоединяемая территория довольно небольшая часть Подмосковья, землепользователей, думаю, там не очень много. В ближайший месяц мы будем иметь эту информацию.
— Сейчас этот вопрос обсуждается.
Дата публикации: 12:09 05 марта 2012
14.04.2011 - Раздел: Москва / Рынок недвижимости / Операции с недвижимостью
Покупая или продавая квартиру на вторичном рынке недвижимости, главное на чем сосредоточено внимание продавца и покупателя - это финальная цена квартиры. Однако ни один, ни другой подчас не догадываются, что в ходе оформления сделки их ждут еще дополнительные расходы, не просчитав которые, можно попросту провалить сделку.
27.12.2019 - Раздел: Москва / Рынок недвижимости
Такого объявления вы не встретите ни в газетах, ни в интернете. Тем не менее, риэлторские компании продаются и покупаются. О том, как это происходит, рассказывает Управляющий партнер Центра риэлторских франшиз Роман Мурадян.
19.09.2011 - Раздел: Москва / Рынок недвижимости
Расширенная столица утвердит свои новые размеры к лету следующего года. Первые проекты к тому времени будут уже запущены, а сейчас идет их активное обсуждение. О том, что ждёт Москву, рассказал глава стройкомплекса Марат Хуснуллин.
22.08.2011 - Раздел: Москва / Рынок недвижимости
Столичная мэрия опубликовала проект согласованных предложений властей Москвы и Московской области по расширению границ города.
08.06.2011 - Раздел: Москва / Рынок недвижимости / Жилищные программы
Совет Федерации одобрил закон, дополняющий Земельный кодекс РФ, и закон «О содействии развитию жилищного строительства» положением о безвозмездной передаче земельных участков, находящихся в федеральной и региональной собственности, в муниципальную собственность для их предоставления многодетным семьям.
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru