Раздел: Ипотека и кредиты / Россия - Источник: Квартирный ряд

Результаты развития ипотеки пока не радуют ни банки, ни заемщиков

Распечатать новость

Добавить в закладки

Ипотека в России развивается уже более 10 лет, но ее результаты пока не радуют ни банки, ни самих заемщиков. В чем причины таких медленных темпов? Может быть, Россия идет не по тому пути? Эти вопросы корреспондент "КР" задает вице-президенту Международной ассоциации фондов жилищного строительства и ипотечного кредитования (МАИФ) Ирине Радченко.

- На мой взгляд, мы действительно идем немного не по тому пути. Американская модель на сегодняшний день у нас является превалирующей, совсем не развиваются другие виды кредитования. Я считаю, что нам надо бы активнее развивать, в первую очередь, немецкую модель, ибо она наиболее эффективна для стран с развивающейся экономикой. Развивать у нас рыночную модель ипотеки, которая существует в Америке, где есть "белая" зарплата, где достаточно высокий уровень жизни, - это не совсем верно. Это все равно, что дать человеку каменного века не молоток, а компьютер.

- Но те, кто продвигал эту модель, наверняка это понимали...

- Трудно сказать. Наверное, хотели как лучше... А потом, деньги же тогда собирались давать американцы, и они поставили условие, что должны быть такие-то законы приняты и по такому-то пути должна развиваться ипотека. Плюс ко всему, ее хорошо лоббировали, поэтому можно сказать, что она нам была навязана.

- Кто-то сказал, что менталитет россиян кооперативный. Они привыкли, мол, накапливать, строить или покупать вскладчину. Так почему же тогда закон "О строительно-сберегательных кассах" так тяжело и долго проходит в Госдуме?

- Согласна. Надо развивать разные модели. Если бы закон об ССК был включен в этот большой пакет законов, то, возможно, его бы тоже приняли, и развитие ипотеки пошло гораздо быстрее.

- А почему его не включили?

- Здесь уже, наверное, политика, а не экономика.

- Но кооперативное движение развивается, ширится и растет. Скажите, можно сейчас вступать в него или все же подождать?

- Я бы до осени этого делать не советовала. Вполне возможно, что выживут не все кооперативы. Сейчас идет передел рынка, и кто останется, пока не ясно. Такая же ситуация и с долевым строительством. Поэтому, наверное, лучше в этот критический момент немного выждать. Этим вы сбережете как деньги, так и нервы...

- Ирина Станиславовна, ходят слухи (да и в газетах писали), что скоро ипотека перейдет к банкам. Они, мол, оттеснят риэлторов, и последние вообще не будут нужны. Ваше мнение на сей счет.

- Банки и риэлторы - не конкуренты. Риэлтор ищет квартиру, банк дает кредит.

- Сейчас, когда разговор заходит об ипотеке, все чаще можно слышать выражение "ипотечный брокер". Что это такое, и откуда это пошло?

- Ипотечный брокер - это новая для России профессия. Пришла она к нам из той же Америки. Это независимый консультант, который помогает человеку разобраться в многообразии ипотечных программ. На сегодня это самая востребованная на рынке специальность. Число банков, которые выдают кредиты, увеличивается. А вместе с ними растет число предлагаемых программ. Самостоятельно понять, чем они отличаются одна от другой, и какая лучше подходит для вас, очень сложно. И тут помочь людям может ипотечный брокер.

- Наверное, он должен быть сертифицированным?

- Безусловно. Только тот, кто прошел курс обучения в Международной академии ипотеки и недвижимости (МАИН), может называться ипотечным брокером.

- Говорят, что новые законы помогут развитию ипотеки. Но в то же время в пакете законов есть и "заморочки", которые сдерживают ипотечное кредитование. Как бы вы это прокомментировали?

- Да, есть несколько. Вместо регистрационного взноса сейчас пошлина. Это увеличило срок регистрации до месяца. Ускорить процедуру выходит намного дороже. Или возьмем опеку. В новых законах она как бы не требуется, тогда как в Семейном кодексе ее никто не отменял. Поэтому банки по-прежнему требуют разрешения, а органы опеки говорят, что не надо ничего...

- Обязательное удостоверение сделки отменено, но банки требуют договор составлять у нотариуса. Простую письменную форму (ППФ) они не принимают. Можно ли это как-то самому регулировать, или все же банк является хозяином положения?

- В данном случае решает, каким быть договору, банк. Но ведь сейчас по новым законам тариф у нотариуса составляет всего 200 рублей.

- А составление договора?

- Здесь цена договорная. Но хочу отметить, что все равно расходы уменьшились в разы: и составление, и заверение договора купли-продажи с привлечением ипотечного кредита стоит в среднем 300 - 400 долларов, хотя раньше сумма доходила до 1 500. Кроме того, хочу заметить, что при оформлении ипотечного кредита без нотариуса все равно не обойтись. Нужно же заверять закладную, доверенности, чтобы сдать на регистрацию, разрешение супруга на продажу или покупку...

- Существующая система ипотечного кредитования предусматривает, что в случае невыплаты долга квартира отходит в собственность банка, но в то же время Гражданский кодекс РФ (ст. 668) и Жилищный кодекс (ст. 84), вступивший в силу с 1 марта 2005 года, запрещают принудительное выселение (только по решению суда!) из квартиры в случае, когда данное жилье у выселяемого является единственным. Как будут поступать в этой ситуации?

- На сегодняшний день по всей нашей великой стране из 44 тысяч ипотечных сделок нет ни одного случая выселения. Иски есть, а выселения нет. И как будут реагировать суды, никто пока не знает. Процедура сложная. Поэтому в настоящее время банк с заемщиком предпочитают договариваться. Но мировые соглашения, к сожалению, не способствуют снижению ставок. Кроме того, чтобы выселить, кто-то же должен этим заниматься, должна возникнуть некая служба по решению проблем с должниками.

- А почему ее до сих пор нет?

- Необходимости не было. Из 14 тысяч рефинансированных кредитов АИЖК только 4 просрочены, и по ним начато судебное разбирательство. Причем по трем из них уже заключено мировое соглашение. Народ не хочет, чтобы его выселяли. Это же не в интересах заемщика. Сумма, которую он уже заплатил, тает у него на глазах. Поэтому, когда ему объясняют ситуацию, то он, как правило, принимает правильное решение: сам эту квартиру продает и переезжает в ту, что поменьше.

- Надежда Косарева, президент фонда "Институт экономики города" считает, что принятые законопроекты позволят наладить климат на ипотечном рынке. Мол, по прогнозам, уже к 2007-му году банки смогут полностью удовлетворить спрос населения на ипотечные кредиты, а к 2010 году общая сумма выданных кредитов составит 10 млрд. долларов...

- Спрос-то удовлетворят, но проблема сейчас не в банках, там особых очередей уже нет. У нас клиентов нет платежеспособных. Чтобы получить кредит, надо иметь доход на семью не менее 1,5 тысячи долларов.

- Остается только господдержка ипотеки. Она же есть в других странах. Что делается в этом плане, и что нужно сделать, чтобы кредит все же был доступнее для большинства населения?

- Согласна, без поддержки государства никакой ипотеки не будет. Зачем далеко ездить - вот рядом, в Киеве, всем молодым семьям государство оказывает поддержку в решении жилищного вопроса, дотируют половину ставки. Банк, к примеру, дает кредит под 14%, а клиенту он обходится только в 7. Поэтому сейчас на Украине настоящий ипотечный бум. В 2003 году кредитов там было выдано гораздо больше, чем в Москве.

- А что же мешает нам?

- Это к правительству вопрос. Правда, в регионах губернаторы пытаются этот вопрос как-то решать, но нужен документ на уровне федерального закона, а не постановление региональных властей. Надо, чтоб в бюджете на ипотеку деньги выделялись. И средства у нас сейчас есть...

- Тем более, это же не благотворительность какая-то. Выданные по ипотеке деньги вернутся, еще и с прибылью.

- Безусловно. Есть формула, когда один вложенный в ипотеку рубль возвращает в виде налогов, процентов и т. д. в бюджет до шести рублей.

- В связи с неразберихой законодательства банки перестали давать кредит на квартиру в новостройке...

- Хочу заметить, что банки и раньше не очень охотно кредитовали в новостройках, а сейчас тем более. Сейчас период очень сложный, идет, как мне кажется, передел рынка, все меняется... Думаю, что к осени все "устаканится", во всяком случае, я на это надеюсь. - Кстати, закон о "долевке", по мнению некоторых руководителей инвестиционных компаний, направлен именно на то, чтобы искоренить нецивилизованный метод строительства. Вы с этим согласны?

- Согласна, что "долевка" в таком виде, как она существует сейчас, - атавизм, пережиток прошлого.

Беседу вел Вениамин Вылегжанин

О нашем собеседнике:

Радченко Ирина Станиславовна

  • Вице-президент, академик Международной академии ипотеки и недвижимости (МАИН).

  • Вице-президент Международной ассоциации фондов жилищного строительства и ипотечного кредитования (МАИФ).

  • Вице-президент Международного Ипотечного Клуба (МИК).

  • Председатель Комитета по информационной политике Национальной Ассоциации участников Ипотечного рынка (НАУИР).

  • Эксперт Государственной Думы РФ, Совета Федерации РФ и правительства Москвы по вопросам развития ипотечного кредитования.

  • Генеральный директор агентства недвижимости "ЛАУРЕЛ".

Дата публикации: 09:41 21 июня 2005

Источник: bpn.ru



Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.


Ипотека и кредиты - Россия - последние новости

Популярные публикации в разделе Ипотека и кредиты - Россия

Ипотека с господдержкой

Ипотека с господдержкой

14.07.2010 - Раздел: Ипотека и кредиты

Еще весной этого года заработала новая ипотечная программа "Новостройка", которая содержит и низкие проценты, и льготные вычеты и гарантию государства.

Эксперты рассказали, что делать с долларовой ипотекой

Эксперты рассказали, что делать с долларовой ипотекой

27.10.2014 - Раздел: Ипотека и кредиты

Доля кредитов, выданных в иностранной валюте, в целом по России невелика: это порядка 216 займов с общим объемом задолженности 1,7 млрд рублей*. Однако просроченная задолженность по таким кредитам всегда была выше, чем по рублевым, и с 2011 года к настоящему времени количество должников увеличилось – примерно до 13% в общем объеме выданной ипотеки*. Что делать таким пострадавшим, ведь курсы валют продолжают расти не по дням, а по часам.

Регионы Сибири и Крайнего Севера лидируют в рейтинге доступности ипотеки

Регионы Сибири и Крайнего Севера лидируют в рейтинге доступности ипотеки

09.09.2019 - Раздел: Ипотека и кредиты / Банки и кредитные организации

Ипотека остается главным драйвером развития строительного рынка. От ее доступности во многом зависит устойчивость всей отрасли. Но было бы некорректно сводить доступность ипотечного кредитования лишь к ставкам, срокам и взносам. Более объективным критерием выступает соотношение между суммой ежемесячного платежа по кредиту и уровнем семейного дохода. Urbanus.ru составил рейтинг регионов, где этот показатель является наиболее благоприятным. Также были определены десять субъектов федерации, где ипотека наименее выгодна для домохозяйств.

Программу господдержки ипотечного кредитования продлят до конца 2016 года

Программу господдержки ипотечного кредитования продлят до конца 2016 года

17.02.2016 - Раздел: Ипотека и кредиты

Минфин РФ внес в правительство проект постановления о продлении государственной программы поддержки ипотечного кредитования до 31 декабря 2016 года с увеличением объема выдаваемых кредитов до 1 трлн рублей.

Ипотека: что несет нам 10% первоначальный взнос?

Ипотека: что несет нам 10% первоначальный взнос?

08.07.2010 - Раздел: Ипотека и кредиты / Ипотечные программы

АИЖК, Сбербанк и ВТБ 24 снизили первоначальный взнос по ипотечным кредитам в два раза, пойдут ли другие банки на такие же меры?


Пользователям

Разместить объявление

Контакты

По вопросам обращаться: info@bpn.ru

BPN.RU © 2004-2012