Раздел: Жилая недвижимость / Россия -
До сих пор большинство жилых домов обслуживается ДЕЗами. Жильцы их поругивают, но привыкли К их незамысловатому сервису. И вот, ситуация круто меняется: к 1 марта 2006 года, в соответствии с новым Жилищным кодексом, все жители многоквартирных домов должны выбрать управляющую компанию для обслуживания дома. Но велик ли у нас реальный выбор! И откуда вообще возьмутся эти самые управляющие компании!
На одном из семинаров, организованных Фондом "Коммунальная культура жизни", специалисты, все, как один, заявили, что рынок коммунальных услуг весьма перспективен, и проявляют интерес к нему очень многие структуры.
Так, не секрет, что строительный бизнес уже достиг пика своей рентабельности. В перспективе - лишь ее снижение. А это значит, что необходима диверсификация капиталов, обращающихся пока лишь в строительной индустрии. Управление домами, ими же самими и возведенными, представляет собой наиболее простое решение проблемы.
Интерес к ЖКХ проявляют и влиятельные бизнес-структуры, никак ранее не связанные с отраслью. Одновременно рост коммунальных компаний происходит и "снизу" - на базе небольших предприятий, прежде оказывавших гражданам отдельные виды услуг: ремонт квартир, сантехники, замков и т. д.
Особняком стоят ЖСК и ТСЖ, сами взявшиеся управлять своим жилым фондом. Если во главе этих организаций оказываются толковые менеджеры и опыт решения проблем собственного дома оказывается удачным, создаются условия для оказания аналогичных услуг и соседям. Наконец, и сами ДЕЗы тоже не стоят в стороне от коммерциализации отрасли.
Правда, отметим сразу, речь пока идет не о сформировавшемся рынке коммунальных услуг, а лишь о новых тенденциях. Вот почему пока со стороны граждан к существующей системе куда больше нареканий, чем хотелось бы.
Так, от навязчивого сервиса управляющей компании, созданной застройщиками, новым жильцам довольно трудно отказаться. После постройки дома застройщик передает его собственной управляющей кампании, так что жильцы, которые пока еще даже не знают друг друга, вынуждены платить за ее услуги. При этом возникают конфликты - жильцы часто (и, как правило, справедливо) считают оплату услуг такой компании завышенной. Но для того чтобы отказаться от услуг управляющей компании, им надо провести собрание и принять соответствующее решение. Но в период заселения дома многие квартиры не заняты, и их голоса по закону принадлежат застройщику, да и в дальнейшем многие жильцы не сразу въезжают в свои квартиры. Поэтому провести собрание и собрать большинство вначале просто невозможно.
Затем жильцам надо найти другую управляющую компанию - а это также сложно, поскольку рынок соответствующих услуг сравнительно невелик и гражданам попросту негде найти соответствующую информацию о существующих компаниях.
Если же жильцы оставляют работать ту управляющую компанию, которая предлагается им застройщиком, весьма вероятно, что она будет покрывать грехи застройщика и не сообщать жильцам о недоделках в доме. На первых порах, пока дом новый, управляющая компания, экономя, не вкладывает денег в необходимые работы (дом новый, поэтому проблемы от такой политики появятся лишь через несколько лет). А когда появляются проблемы, уже поздно.
Компании, возникшие на основе ТСЖ, обычно хорошо представляют реальные нужды жильцов. Однако они практически всегда невелики и потому им сложнее взять в управление большие массивы жилья. Управляющие компании федерального уровня пока не ориентированы на взятие в управление отдельных домов и работу с жильцами. Они стремятся брать крупные объекты (водопровод, газоснабжение, другие крупные сети) т. е. "снять сливки".
Что до компаний, созданных средним и малым бизнесом, то их пока попросту мало. Но все может вскоре измениться в результате происходящих реформ ЖКХ. Согласно новому Жилищному кодексу, жильцы многоэтажных домов обязаны выбрать способ управления своим домом и соответствующую управляющую компанию. Естественно, на первом этапе это лишь усилит существующий монополизм в сфере коммунальных услуг. Социологические опросы показывают, что большинство граждан склоняется к варианту продолжения обслуживания дома прежним ДЕЗом. Однако очевидно, что со временем все большее и большее число жильцов будет выбирать иные управляющие компании. Ведь ощутив себя монополистом, ДЕЗ, естественно, начнет взвинчивать тарифы на свои услуги, а жильцы, столь же естественно, начнут искать ему замену - компанию, предлагающую более качественные услуги по более низким ценам.
Как же сделать, чтобы обслуживание было лучше, а цены ниже?
Выход один: контроль и еще раз контроль. И основной контроль должны взять на себя сами жильцы. А ТСЖ - это и есть механизм, позволяющий сделать этот контроль эффективным.
Со своей стороны, контроль за деятельностью управляющих компаний будут осуществлять и городские власти. Особая роль принадлежит в этом деле Административно-технической инспекции, в которую представители ТСЖ и должны обращаться со всеми жалобами на недобросовестную работу коммунальных служб.
Далее, как и во всем цивилизованном мире, значительное участие в контроле должны принять и коллективные самоуправляющиеся организации управляющих компаний (которые будут создаваться в ходе реформы ЖКХ). Собственно, главной целью таких организаций и является самоочищение своей профессиональной среды от тех, "то позорит коллег, подрывает доверие к бизнесу в цепом. В целом ряде отраслей у нас подобные объединения успешно действуют, так что появятся и в ЖКХ.
Со временем должны возникнуть коллективные организации ТСЖ и ассоциаций жильцов. Пока же они не появились, наиболее мощной и массовой общественной организацией, способной взять на себя часть контрольных функций, может стать Конфедерация потребительских обществ.
И наконец, как уже неоднократно сообщалось, по всем вопросам работы предприятий ЖКХ граждане круглосуточно могут обращаться за консультацией по телефону "горячей линии" Фонда "Коммунальная культура жизни" 788-16-46.
Дата публикации: 14:06 06 сентября 2005
14.07.2016 - Раздел: Жилая недвижимость
После присоединения Крыма к составу России заинтересованность россиян, желающих приобрести «летнюю резиденцию у моря», значительно увеличилась, в результате чего цены на недвижимость региона растут пропорционально спросу.
06.10.2005 - Раздел: Жилая недвижимость
Новый Жилищный кодекс вызвал много споров, но самые ожесточенные - по статьям, касающимся различных аспектов переселения или выселения квартиросъемщиков или собственников квартир. Именно здесь интересы городских властей и граждан зачастую диаметрально противоположны.
29.06.2007 - Раздел: Жилая недвижимость
Ветераны Великой Отечественной Войны получат жилищные сертификаты, по которым они смогут приобрести квартиры. Об этом сообщил начальник "Объединенной дирекции по реализации федеральных инвестиционных программ" Росстроя Анатолий Мишанов.
19.09.2005 - Раздел: Жилая недвижимость
В новом Жилищном кодексе довольно четко расписаны основные права и обязанности как нанимателя, так и наймодателя. Если раньше мы распоряжались жильем, полученным от государства, достаточно вольно и самостоятельно, то теперь во многих случаях требуется согласие наймодателя - собственника жилых помещений. В чем достоинства квартиры в социальном найме по сравнению с приватизированной?
01.10.2014 - Раздел: Жилая недвижимость / ЖКХ
Среди вопросов, которые приходится решать арендодателю, значительное место занимает проблема коммунальных платежей. Хозяину жилья и квартиранту необходимо договориться, кто и как будет платить за ресурсы и содержание квартиры. Несмотря на то, что вариантов не так много, выбрать какой-то один не очень просто.
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru