Раздел: Рынок недвижимости / Жилищные программы / Россия
Очередное заседание Общественного совета по жилищной политике при Министре регионального развития В. Яковлеве было посвящено формированию и внесению поправок в новые Жилищный и Градостроительный кодексы. Как показала практика применения этих законов, есть узкие места, которые необходимо ликвидировать, особенно в свете объявления Президентом России строительства доступного жилья для россиян одним из приоритетных национальных проектов.
Министр регионального развития Владимир Яковлев напомнил, что более 60% россиян желают улучшить свои жилищные условия, около 25%, семей живут в ветхом и аварийном фонде, и при этом ипотекой в ее нынешнем виде могут воспользоваться не более 10% россиян.
- Стратегическую цель государственной жилищной политики можно выразить а нескольких основных тезисах. - отметил В. Яковлев. - Это формирование рынка доступного и комфортного жилья, создание механизма участия государства в развитии этого рынка, обеспечение доступа на жилищный рынок малоимущим слоям населения, нуждающимся в такой поддержке.
Мы должны четко знать нынешнюю ситуацию. 70% жилья находится в частной собственности. Но понимают ли граждане, что они являются собственниками жилья? Правильно ли оценивают свои права и обязанности? На самом деле, - нет, 90% строительных организаций - частные компании. 2/3 россиян не удовлетворены жилищными условиями. Каждая четвертая семья проживает в жилье, нота рая находится в плохом или очень плохом состоянии. Общая потребность населения в жилье составляет 1,5 млрд кв. м. Общий жилой фонд - 2 млрд 800 млн кв. м. В прошлом году мы ввели 41,2 млн кв. м. 8 очереди на улучшение жилищных условий стоит 4,5 млн человек. При этом государство обязано по всем законам обеспечить 1,2 млн семей россиян. Срок ожидания в очереди доходит до 20 лет. Цифры не совсем позитивные, но такова реальность.
В конце прошлого года был принят пакет законов из 25 документов, в том числе Жилищный и Градостроительный кодексы. Жилищная политика приобрела серьезную законодательную базу. Это позволяет создавать условия для более активного развития рынка. Это очень важно. Президент РФ дал поручение по созданию национальной программы "Доступное и комфортное жилье". Программа включает четыре приоритета, связанных с ускорением строительства жилья, модернизации ЖКХ, развитием ипотеки и т.д. Мы подготовили такую программу, и сейчас она активно обсуждается.
Я хочу подчеркнуть, что без денег эту программу выполнить невозможно, поэтому планируется затратить на ее реализацию 213 млрд руб. Это беспрецедентно огромная сумма.
Каких результатов мы хотим достичь к 2010 г.? Нарастить объемы строительства с 40 млн кв. м до 80 млн кв. м, увеличить количество выдаваемых ипотечных кредитов на приобретение жилья в 20-раз - с 20 млрд до 415 млрд, снизить рыночные ставки по рублевым ипотечным жилищным кредитам с 15 до 8%, снизить время нахождения в очереди на жилье - с 20 до 7 лет, увеличить в 3,2 раза долю семей, которым будет доступно покупка жилья - с 9 до 30%.
Благодаря последним инициативам Президента в России начинает складываться четкая, многоуровневая жилищная политика. 06 основных ее приоритетах весьма эмоционально высказался член Общественной палаты при Президенте России, научный руководитель ЦСИ ПФО профессор Вячеслав Глазычев.
По его мнению, идея о том, что каждый россиянин должен иметь жилье е собственности, абсурдна. Ни в одной стране мира собственники жилья не составляют более 60% населения. Неизвестно также, каким образом отразится массовая раздача ипотечных кредитов на рынке жилья, но очевидно, что цены могут стремительно пойти вверх. В этой ситуации государство должно взять на себя определенные регулирующие функции.
- Я убежден, что вопросом № 1 является борьба с монополизацией в сфере строительного рынка, - подчеркнул В. Глазычев, - но запретительными мерами в нашем удивительно изобретательном Отечестве справиться с этим явлением невозможно или почти невозможно. Картельные сговоры - вещь трудно уловимая, а в области строительства шансов использовать подобные игры куда больше. Но есть зона, в которой перевес монополий может быть сильно ослаблен.
- это развитие среднего и малого бизнеса в сфере строительства и, как следствие, развитие малоэтажного, мало-объемного строительства.
И о прежде всего возникнет вопрос о типах возводимых жилиц. Расскажу печальный анекдот: в Голландии есть достаточно земли для малоэтажного строительства, a в России земли нет. Такого быть не может! Значит, за этим стоит что-то другое. Мне кажется, что до 2/3 объемов нового строительства, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, должно оставаться малоэтажным, что безумно важно для огромного числа категории населения: иммигрантов, офицеров- отставников, молодых семей и т.д. Кроме того, малоэтажное строительство - это инструмент пространственной политики, что забывать никак нельзя.
Я детально проанализировал очень много статистических данных по разным областям. Например, у меня есть полная карта нового строительства по Кировской области: в каких районах и городах построены жилые дома, сколько домов, сколько квартир, сколько комнат и т.д. Выяснилось, что основной объем строительства осуществляется самими гражданами - часть наемной силой, часть собственными силами, И вот здесь гигантское поле, фактически не паханное, потому что если оставить в стороне очень дорогие импортные конструкции и детали, то в принципе рынок конструкций и деталей для малоэтажного строительства практически пуст. Чрезвычайно важно подтолкнуть становление и развитие производства конструкций, узлов, деталей для ускорения и разумного упрощения процесса строительства - такого, чтобы малоэтажный дом могла поставить или семья, или небольшая фирма.
Необходимо обновить справочники, учебники, инструкции. В этом отношении рынок пуст. Я специально проанализировал литературу, и - по сравнению с литературой по питанию - пропорции получились просто смешные. Если сам печатный рынок не предлагает и не продвигает такую литературу, следовательно, здесь должна просматриваться компенсаторная функция государства.
Работы по подготовке территорий под застройку, особенно в городах, при действующей системе межбюджетных отношений, должны субсидироваться государством либо напрямую, либо через банковские системы. Мне этот вопрос кажется более важным, чем развитие ипотеки, потому что здесь мы постоянно упираемся то в отсутствие средств, то в нежелание, то в неумение и не квалифицированность, а иногда и во все это вместе взятое.
Массированное предложение на рынке малоэтажного жилья может быть важнейшим инструментом борьбы с монополизмом застройщиков. Стоит ли говорить, что это возможно лишь при организации соответствующих архитектурных конкурсов. Новые типы эффективного, комфортного, недорогого жилья востребованы давно, однако их разработка всерьез не проводилась с середины 80-х годов. 20 лет на это не было нацелено вообще проектное племя. Если государственные инстанции всерьез займутся решением этой проблемы, то, вне всякого сомнения, подхватят регионы. И это та волна, которую необходимо поднять немедленно.
Конечно, не меньшее значение имеет предложение на рынке и многоквартирного жилья. Тип многоэтажного дома, созданного в советское время, остается и сегодня ведущим. На мой взгляд, это печальное недоразумение. Цех строителей не знает иных типов, и не видит нужды их знать и осваивать. Эффективные проекты не возникнут сегодня из самой строительной сферы, так как нет внутреннего импульса. Следовательно, его надо спровоцировать. А спровоцировать может только государственная машина - федеральная и региональная.
Третий принципиальный вопрос: где строить? Я посчитал, что строительные интервенции с активным государственным участием могут стать наиболее эффективным инструментом переселения людей туда, где концентрация рабочей силы необходима в первую очередь. Это та "морковка", которая не силовым способом может и ускорить, и облегчить невероятно важный процесс, потому что есть целый ряд территорий, где не хватает людских ресурсов. Например, в Псковской области для реализации целого ряда инвестиционных проектов нет людей.
Инвестиции такого рода целесообразны там, где наблюдается рост цен на вторичном рынке жилья. Такую карту можно легко составить. И абсолютно глупо размазывать ресурсы там, где идет падение цены на недвижимость на вторичном рынке.
Создание малых строительных фирм "под ключ", сдача их в аренду - это тоже "производство производства", который сегодня можно поставить только через государственные институты.
Убежден, что государство не может больше предоставить строительному процессу развиваться стихийно.
Также на Общественном совете были обсуждены необходимые поправки в Жилищный и Градостроительный кодексы. Время, прошедшее с момента их вступления в силу, показало все узкие места и несуразности. Поэтому, кроме постановлений Правительства, вводящих механизмы реализации этих законов, есть необходимость модернизации ряда положений законов.
Свод таких поправок готовится в недрах Минрегиона и вскоре должен быть вынесен на согласование в заинтересованные министерства и ведомства.
Дата публикации: 14:16 10 ноября 2005
20.01.2016 - Раздел: Рынок недвижимости /
Наш читатель Александр спрашивает: "Какую недвижимость выгодно покупать для сдачи в аренду?"
08.11.2007 - Раздел: Рынок недвижимости / Компании, лица
Группа компаний «Савва» направила средства, вырученные от продажи керамического бизнеса, на консолидацию и расширение своих строительных активов в рамках компании «Волгастройгрупп».
01.02.2008 - Раздел: Рынок недвижимости / Операции с недвижимостью
Разделу подлежит совместная собственность бывших супругов, которая, в соответствии с Семейным кодексом РФ (далее — СК РФ), включает все, что было нажито во время брака.
01.04.2015 - Раздел: Рынок недвижимости / Компании, лица
Практически каждый собственник жилого помещения, которое сдается в аренду, получает неплохой доход. Это считается предпринимательской деятельностью, и по закону каждый арендодатель обязан отдавать в государственную казну 13% от общей суммы полученных денег за проживание жильцов. За год аренды такого помещения может накопиться вполне приличная сумма. Однако не каждый владелец квартиры готов поделиться своей прибылью с государством.
08.02.2005 - Раздел: Рынок недвижимости /
Одними из главных и важных изменений в новом Жилищном кодексе Российской Федерации, который вступает в силу 1 марта 2005 года, являются положения договора социального найма.
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru