Раздел: Загородная недвижимость / Подмосковье -
Рынок подмосковных коттеджей является одной из самых прибыльных областей деятельности крупных компаний. Но еще несколько лет назад все было совсем иначе, и пионеры осторожно прокладывали пробные тропинки. Реально ли заработать на загородной недвижимости в наши дни, или это направление стало закрытой областью, куда вхожи лишь старожилы?
Чтобы понять теперешнее положение дел, стоит оглянуться назад. В начале существования рынка земли, в 1995–2000 годах, еще не существовало по-настоящему крупных компаний, которые занимались бы возведением загородных домов. Как правило, на рынок выходили случайные риэлторы, которые быстро понимали, что участок можно продать лишь на 10–15% дороже покупной цены.
«Накрутить» большую сумму было сложно, поскольку желающих переплачивать за пустую землю не находилось. И совсем другой разговор начинался, если нарезать 72 сотки на пять–шесть участков, подвести к ним коммуникации и возвести дома. Тогда цена каждого участка взлетала астрономически: прибыль составляла не менее 100%. Эта ситуация была обусловлена тем, что покупатели хотели жить «здесь и сейчас», а не заниматься долгим строительством своего будущего дома.
Во все времена процесс начинался с выбора места, то есть поиска подходящего участка земли. Выбрать площадку для строительства небольшого поселка (пока еще не в современном понятии) было, с одной стороны, просто, а с другой — очень нелегко. Просто потому, что тогда имелось больше свободной земли, а стоила она относительно недорого (например, в 1999 году земля на Николиной Горе продавалась по $3 тыс. за сотку). Проблемы возникали с подведением коммуникаций, транспортной доступностью и инфраструктурой.
В наши дни крупная компания в состоянии взять участок в «чистом поле» и «вырастить» на нем мегапоселок с собственной инфраструктурой, центральными коммуникациями и подъездными путями. Но 15 лет назад такое мало кому было по силам, причем не столько из-за финансовых проблем, сколько из-за общей неподготовленности рынка загородной недвижимости к таким масштабным и дорогим проектам.
По этой причине первые застройщики были вынуждены осваивать преимущественно земли поблизости от деревень, областных центров и дачных товариществ. В итоге у риэлторов наибольшим спросом пользовались два типа площадок. К первому относились личные участки колхозников, на которых те занимались подсобным хозяйством.
Плюсом таких земель являлась дешевизна, а минусом — необходимость перевода в категорию индивидуального жилищного строительства (ИЖС). Ко второму типу относились участки в стародачных поселках, принадлежавшие советской интеллигенции. Участки в таких местах стоили значительно дороже, зато подразумевали благоприятную социальную среду, возможность строить, не переводя землю в ИЖС, прекрасные видовые характеристики и часто — близость водоемов.
Сейчас на рынке насчитывается несколько крупных собственников подмосковных земель сельхозназначения («Знак», ЦЛК, «Истлайн», «ПромСвязь», «Визави», «Вашъ финансовый попечитель», «Нерль», «Абсолют») и множество более мелких собственников и риэлторских компаний. Обратившись к ним, девелопер способен подобрать себе участок земли практически в любом интересующем его месте.
Согласно данным директора по развитию инвестиционно-строительного холдинга Rodex Group Валерия Мищенко, средняя начальная цена не переведенного в ИЖС земельного участка площадью 10–15 га составляет около $2 тыс. за сотку.
Специалисты компании «Терра-недвижимость» приводят следующие данные: «Для унификации удобнее отталкиваться от абстрактного участка земли, предположим, расположенного на Новорижском шоссе в пределах бетонного кольца, размером 10–15 га. Такие земли продаются по $11 тыс. за сотку, а общий принцип роста инвестиционной привлекательности земли состоит в том, что чем больше вложить в ее развитие, тем большую прибыль она принесет».
Инвестиционная привлекательность небольших участков земли невысока: создавать коттеджный поселок девелоперы считают уместным на участках площадью не менее 10 га. Таким образом, первый взнос начинающего девелопера составит в среднем от $2 млн до $11 млн.
В конце прошлого века, чтобы перевести землю в категорию ИЖС, первым делом приходилось «подружиться» с главой администрации поселка, а лучше района. Цена «дружбы» составляла от $500 до $3 тыс. в зависимости от количества запланированных домов. Далее шли визиты вежливости (стоившие от $100) в земельный, экологический, пожарный и архитектурный комитеты. После подобных нехитрых манипуляций девелопер получал участок земли, переведенный под ИЖС, и утвержденный генплан строительства.
В наши дни ситуация несколько изменилась. В частности, введены квоты, ограничивающие годовое количество земли, выводимой из сельхозназначения, в результате чего цены поднялись. По данным В. Мищенко, средняя стоимость перевода земельного участка под жилищное строительство составляет $700–1000 за сотку в зависимости от района и наличия у застройщика «административного ресурса».
Специалисты компании «Терра-недвижимость» замечают, что после перевода в ИЖС стоимость земли вырастает примерно на 30%. Разработка концепции поселка, анализ целевой аудитории и утверждение генплана прибавляют к этой сумме еще 10–15%.
Стоимость перевода участка площадью 10 га по цене $1000 составляет $1 млн. Для престижного участка на Новой Риге, где земля изначально стоила $11 млн, а после перевода в ИЖС подорожает до $14 млн, цена перевода не критична. Продавать же землю попроще после перевода в ИЖС нецелесообразно. Многие крупные девелоперы сходятся во взглядах на то, что землю стоит реализовывать только после подведения коммуникаций. Начинающему застройщику придется сначала как минимум заплатить за это, а только потом думать о какой-то прибыли от своего проекта.
Центральные коммуникации, являющиеся нормой для любого современного поселка, в не столь далеком прошлом также отсутствовали. Застройщики, как правило, тянули электричество от близлежащего областного центра, рыли артезианские скважины и монтировали насосно-канализационные системы с компактными установками для биологической очистки стоков.
Поскольку обогревать дом электричеством стоило очень дорого, в землю зарывались баллоны для газа или солярки различного объема. В итоге подведение коммуникаций обходилось пионерам подмосковного девелопмента примерно в $15 тыс., а цена подключенного участка могла взлететь в разы. На заре развития рынка загородной недвижимости подведение коммуникаций было крайне простым и прибыльным делом.
Теперь к поселкам помимо электричества подводят водопровод, газ и канализацию. Рассчитать стоимость этих работ даже приблизительно проблематично: для этого нужно знать характеристики будущих поселков и необходимые им мощности.
Ориентировочная стоимость подведения инженерных коммуникаций составляет $1,5–2,5 тыс. за сотку. Следовательно, если взять средние $2 тыс., то обеспечить центральными коммуникациями поселок площадью 10 га обойдется в $2 млн. Стоимость земли при этом вырастет примерно на 20%.
Девелоперу необходимо помнить, что кроме обычных запланированных вопросов ему придется решать ряд второстепенных задач, которые не возникали еще несколько лет назад. К ним относится поиск выигрышных видовых характеристик коттеджей, расположение улиц, создание искусственных водоемов, работа с рельефом и ландшафтным дизайном и пр.
Все это входит в современное представление о концепции коттеджного поселка. Без оригинальных и радующих глаз дизайнерских решений, удобных дорог внутри поселка и продуманной инфраструктуры цена земли не достигнет желаемого уровня. Именно поэтому участки во многих удачно расположенных коттеджных поселках никак не найдут своих покупателей.
Если девелоперы начинают строительство элитного коттеджного поселка с единой концепцией, а не продают землю после получения согласований и подведения коммуникаций, то прибыль от проекта можно довести до 200–300%. Конечную стоимость поселка увеличивают и коэффициенты от таких сложно измеримых, но важных факторов, как уникальное местоположение, хорошая экология, транспортная доступность, благоустроенная территория и развитая инфраструктура, близость леса и воды и т. д.
На начальном этапе строительства земля в поселке на Новой Риге стоит около $40 тыс. за сотку. Готовые же дома площадью 400 кв. м на участке 20 соток в таком поселке будут продаваться по $1,2 млн. «В случаях с более скромными поселками эконом- и бизнес-класса рентабельность коттеджа составит не менее 35%, — говорит В. Мищенко. — И хотя этот процент более скромен, не надо забывать, что число участков в поселках эконом- и бизнес-класса выше, нежели в элитных».
Стоимость объекта для покупателя складывается из затрат на строительство здания и цены земельного участка (с переводом в ИЖС и коммуникациями), к которым прибавляется планируемая прибыль. При определении конечной продажной цены учитывается общая рыночная ситуация. Косвенным образом на стоимость загородной недвижимости влияют такие факторы, как политическая ситуация в стране и общий спрос на коттеджи.
Обладая финансовыми возможностями и организаторскими способностями, любая компания и даже частное лицо могут попробовать себя в роли девелопера: как полного цикла (с доведением возведения до конечного результата), так и неполного (продажа земли на одном из промежуточных этапов).
В настоящее время быть девелопером одновременно и проще, и сложнее, чем в былые времена. Проще, потому что сегодняшняя ситуация на рынке достаточно прогнозируема и стабильна. Сложнее тем, что цена «входного билета» в проект по сравнению с 1999 годом сильно увеличилась: ведь выросли и требования к домам в коттеджных поселках.
Сейчас возводится достаточно много разнообразной загородной недвижимости — покупателям есть из чего выбирать. Они уже научились адекватно определять соотношение цены и качества в выставленных к продаже объектах, поэтому реализовать обычный качественный коттедж по астрономическим ценам скорее всего не выйдет. Тем более не получится продать явно неудачные проекты.
В данный момент наибольшим спросом пользуются действительно продуманные объекты, возводимые добросовестными девелоперскими компаниями. Но и вливанию на этот рынок «молодой крови» никто и ничто не препятствует: он ждет своих новых завоевателей.
Дата публикации: 16:58 06 сентября 2006
03.06.2008 - Раздел: Подмосковье / Загородная недвижимость / Коттеджные поселки
Компания «Уралдон» намерена в ближайшие 5 лет инвестировать $200 млн в строительство сети поселков эконом-класса под брендом «На дачу» в Московском регионе.
02.12.2019 - Раздел: Подмосковье / Загородная недвижимость / Загородная элитная недвижимость
Эксперты проанализировали рынок элитной загородной аренды. Больше всего предложения на Белорусском и Рижском направлениях.
20.09.2011 - Раздел: Подмосковье / Загородная недвижимость
Конец реконструкции Ленинградского шоссе виден где-то в обозримом будущем. Эксперты говорят, что если проблема пробок будет хоть сколько-нибудь менее острой, и без того не низкие цены на недвижимость в этом направлении еще вырастут. О том, когда и каким образом исчезнут заторы, что строят и будут строить вдоль Ленинградки, и каковы перспективы района в целом - рассказывают эксперты.
08.06.2011 - Раздел: Подмосковье / Загородная недвижимость
Сегодня, загородная недвижимость в дальнем Подмосковье весьма популярна. Главное, чем она привлекает покупателей, конечно же, приемлемая цена, однако есть вдалеке от Москве и другие плюсы. Например, красивая природа, чистый воздух и большой выбор объектов.
10.09.2019 - Раздел: Подмосковье / Загородная недвижимость
Нынешним летом показатели сезонного спроса на рынке загородного найма в Подмосковье оказались ожидаемо ниже прошлогодних (-18%), но превзошли среднестатистические (+12%), зафиксировали в Департаменте аренды квартир и Аналитическом центре ИНКОМ-Недвижимость.
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru