Сергей Собянин о будущем новой Москвы

Сергей Собянин

Распечатать публикацию

Добавить в закладки

Загодя, в середине лета, мы попросили мэра Москвы Сергея Собянина письменно ответить на наши вопросы о «новой Москве» и ее расширении. Вчера мы получили ответы и публикуем их в годовщину выдвижения Сергея Собянина на пост мэра столицы.  

— Известно, что юридически процесс присоединения к Москве новых территорий будет осуществлен решением парламентов субъектов Федерации (при проведении общественных слушаний). Однако столь сложная задача наверняка потребует юридической «доводки». Как она будет осуществляться? Только решениями правительства Москвы? Или Вы пойдете на создание специальных комиссий с привлечением местных властей и общественности? И еще: когда можно будет говорить о расширении Москвы де-юре, как о свершившемся факте?

— Прежде всего хочу поблагодарить «Новую газету» за внимание к вопросам расширения Москвы и в целом — к актуальным проблемам столицы и ее жителей.

Расширение территории столицы — это действительно масштабный проект. Впервые в новейшей истории России столь серьезно меняются границы двух крупнейших субъектов Федерации.

Порядок определения новых границ включает в себя несколько этапов.

На первом этапе Москва и Московская область в соответствии с поручением президента России представили совместные предложения по изменению границ двух субъектов и по включению в границы Москвы ряда муниципальных образований, находящихся на территории Московской области. Президент

Д.А. Медведев ознакомился и в целом одобрил эти предложения.

Губернатором Московской области и мною утвержден и опубликован список муниципальных образований, которые могут войти в состав Москвы.

В настоящее время вопрос вхождения в состав Москвы проходит обсуждение на муниципальном уровне. Это важный этап, когда граждане и органы местного самоуправления могут получить необходимую информацию о процессе присоединения, задать интересующие их вопросы, выразить свое отношение к перспективе включения в состав Москвы.

После уточнения всех деталей Москва и Московская область подготовят проект соглашения об изменении границ, которое нам с Б.В. Громовым предстоит подписать и передать для утверждения в законодательные собрания двух субъектов.

И, наконец, завершающая стадия — это одобрение решения Советом Федерации.

Вы абсолютно правы в том, что расширение территории включает целый комплекс процедур и далеко не исчерпывается механической «перерисовкой» границ. В настоящее время каждый заместитель председателя столичного правительства в рамках своей компетенции знакомится с ситуацией на новых территориях. Проводятся совещания с представителями муниципалитетов, встречи с людьми.

Мы совместно с ними вырабатываем решения, которые лягут в основу будущей программы развития новых территорий.

Безусловно, решение всех этих задач потребует определенного времени. Мы, с одной стороны, не стремимся форсировать данный процесс, а с другой — не намерены его затягивать. Думаю, что все правовые вопросы будут решены до конца этого года.  

— Присоединение новых территорий, очевидно, потребует существенных изменений в концепции развития города, которая, в частности, отражена в Генеральном плане. Означает ли это, что он будет корректироваться, или имеет смысл разработать новый документ для «Большой Москвы» в ее новых границах? Возможно ли и в каком виде участие в этой работе общественных организаций?

Какой Вам видится идеология развития новой Москвы? Будет ли создан на ее территории новый центр, конкурирующий с историческим?

— Безусловно, планы развития Москвы, в том числе Генеральный план, будут меняться.

Основной акцент делаем на полицентризм, на создание альтернативных центров для приложения труда, отдыха и проживания людей — с тем чтобы уйти от нынешнего моноцентризма и закольцованности, когда миллионы людей из Москвы и ближнего Подмосковья устремляются в один-единственный исторический центр города.

Более равномерное распределение транспортной и социальной нагрузки на центр города и его периферию — является одной из ключевых задач правительства Москвы на ближайшие годы.

Что касается новых территорий города, то они должны сохранить лучшие и наиболее привлекательные черты Подмосковья.

На новую территорию не будут механически перенесены планировочные решения, характерные для сегодняшней столицы. Напротив, будет избран максимально щадящий и органичный вариант застройки «новой Москвы».

Генеральные планы поселений и городов на этих территориях, принятые органами власти Московской области и органами местного самоуправления, сохранят свое действие.

Одновременно присоединяемые к Москве районы должны получить современную, качественную столичную инфраструктуру. Я имею в виду развитие здравоохранения, школьного и дошкольного образования, модернизацию транспортной и инженерной инфраструктуры и многое другое.

В первоочередном порядке реконструкцию пройдут все автомобильные и железные дороги, расположенные на присоединенных к Москве территориях. В зону, прилегающую к МКАД, будет продлено метро.

Как известно, сейчас на «новых территориях» строятся почти на 100% типовые многоквартирные дома для людей, которые будут ездить на работу в Москву. Мы же предлагаем в первую очередь строить новые объекты приложения интеллектуального и хорошо оплачиваемого труда для местных жителей. И одновременно — развивать комфортное малоэтажное жилищное строительство. Таким образом, плотность и этажность застройки будут в разы меньше, чем в современной Москве.

Многие территории — вообще не должны застраиваться. Они послужат основой для создания крупных национальных парков и многочисленных природных и рекреационных объектов.

Предстоит огромная проектная и изыскательская работа.

Могу сообщить, что правительство Москвы в ближайшее время объявит международный конкурс на создание проекта комплексного развития новых территорий города. Этот конкурс станет одним из крупнейших событий в мире архитектуры и урбанистики, привлечет многих выдающихся архитекторов и проектировщиков как из нашей страны, так и из-за рубежа.

Вся работа будет открыта для общественности.

В результате реализации проекта расширения Москвы и в центре города, и на его нынешних окраинах, и на новой территории должно быть достигнуто более гармоничное сочетание возможностей для работы и отдыха, учебы и занятий спортом, для полноценной повседневной жизни в современной, комфортной, экологически чистой городской среде. И в этом смысле «старая» и «новая» Москва будут не конкурировать, а дополнять друг друга.  

— Решен ли вопрос о переезде в границы «новой Москвы» федеральных и городских органов власти? Будут ли они располагаться компактно, или, напротив, рассредоточены? Кто будет определять перечень этих организаций и место их будущей дислокации? Разумно ли распределять их на федеральных землях, например, на землях Фонда по развитию жилищного строительства и Минобороны, или возможен их выкуп у частных собственников? Будет ли город в той или иной степени участвовать в проектах по строительству административных комплексов для переезжающих чиновников?

— Переезд органов власти на новую территорию города призван дать старт процессу полицентричного развития Москвы. Только за счет переезда из центра столицы федеральных министерств и ведомств в новые районы можно будет перенести большое количество рабочих мест. Само по себе это уже заметно облегчит транспортную ситуацию.

В рамках международного конкурса по созданию концепции развития новых территорий, о котором я говорил, особое внимание будет уделено проектированию «правительственного квартала». Это должен быть современный и удобный район.

Разумеется, город возьмет на себя часть работы по созданию транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры на своих новых территориях.

Вместе с тем учитывая специфику новых территорий, на которых должны разместиться объекты, находящиеся в федеральной собственности, ряд решений мы будем принимать и реализовывать совместно с федеральными органами власти.

Отмечу, что в нынешних границах Москвы также находится немало федеральной собственности, да и решать те же транспортные проблемы города изолированно, не затрагивая федеральных трасс, начинающихся за МКАД, не представляется возможным. Могу сказать, что по всем подобным вопросам у нас налажен эффективный диалог с федеральным Министерством транспорта, другими органами власти, с ОАО «РЖД». Уверен, этот опыт пригодится при работе на новых территориях.  

— Для органов исполнительной власти и местного самоуправления на присоединяемых территориях введен переходный период, в течение которого они частично сохранят свои бюджеты и полномочия. А что произойдет потом? Возможно ли создание централизованной системы управления по образцу, существующему сейчас в административных округах столицы, учитывая масштаб территории, ее неоднородность, существование географически изолированных анклавов? Возможен ли пересмотр полномочий местного самоуправления и на территории «старой Москвы»?

— Не согласен с такой формулировкой.

Органы местного самоуправления на новых территориях города сохранят свои полномочия не частично, а полностью. И не временно, а постоянно.

Это гарантировано специальным законом №36, принятым Московской городской думой.

Этот документ содержит следующие гарантии сохранения прав местного сообщества на присоединяемых территориях.

Присоединяемые муниципальные образования сохраняют свое наименование, границы, полномочия, структуру органов местного самоуправления, муниципальное имущество и источники собственных доходов местных бюджетов.

Объем доходов бюджета присоединенного муниципального образования не может быть меньше объема доходов местного бюджета указанного муниципалитета на дату его включения в состав внутригородской территории города Москвы.

Органы местного самоуправления присоединенного муниципального образования сохраняют свои полномочия. Внеочередные выборы не проводятся.

Служебные контракты с муниципальными служащими, работниками муниципальных учреждений и предприятий присоединенных муниципальных образований сохраняют свою силу. Никаких переназначений не будет.

Что касается общегородских задач, которые предстоит решать на новых территориях — развития транспортной и иной инфраструктуры, модернизации здравоохранения и образования, — то ими, как и на остальной территории Москвы, будут заниматься общегородские органы власти, что вполне естественно.

Отвечая на вторую часть вопроса, скажу, что в вопросах развития местного самоуправления мы делаем акцент на более широкое вовлечение граждан и депутатов в процесс оценки эффективности и контроля за деятельностью органов власти. Сюда входит и оценка гражданами качества работ по благоустройству, и удовлетворенность услугами ЖКХ, и многое другое. Такую «обратную связь» мы будем развивать и на нынешней, и на новой территории Москвы.  

— На новых землях фактически расположены два наукограда — строящееся Сколково и давно существующий Троицк. Будет ли координироваться их развитие, например, с точки зрения формирования инфраструктуры, обеспечения жильем работающих там специалистов?

— В целом при развитии новых территорий города акцент будет сделан на создание высокооплачиваемых рабочих мест для квалифицированных специалистов в высокотехнологичных, наукоемких отраслях экономики. Кроме того, значительное внимание будет уделено вопросам развития высшего образования, строительства университетов. И в этом смысле потенциал как Сколкова, так и Троицка будет востребован, что называется, по полной.

В качестве одного из элементов развития университетских кампусов, безусловно, рассматривается и строительство жилья для ученых, профессоров и преподавателей. Аналогичная идеология заложена и в проект «Сколково».  

— Москва была и остается центром миграции из других регионов России и из стран СНГ. Как будет выстроена миграционная политика на новых землях?

— Мы считаем, что при освоении новых территорий городу не потребуется привлечения новых мигрантов.

Для строительства, которое, как я уже говорил, будет носить куда менее масштабный характер, чем это было в Москве, вполне достаточно имеющихся мощностей стройкомплекса Москвы и Подмосковья.

Мы, как известно, фактически отказались от бесконтрольного возведения новых объектов и уплотнения застройки в историческом центре и сложившихся районах города. В результате строители и инвесторы будут работать на новых территориях и перестанут искать любой свободный клочок земли в пределах МКАД.  

— На территории присоединяемых земель расположено множество дачных поселков и сельхозпредприятий с неурегулированными правами частных лиц на собственность и строения. Возможны разные варианты решения проблемы — от помощи в регистрации до признания самостроем, как это произошло ранее, например, в поселке «Речник» на территории Москвы. К какому варианту решения проблемы склоняются московские власти?

— Статья 2 уже упоминавшегося городского закона №36 от 28 июля с.г. содержит дополнительные гарантии владельцам дачных, садовых, огороднических земельных участков, личных подсобных хозяйств, расположенных на присоединяемых территориях.

В частности, размеры ставок земельного налога для указанных категорий земель не могут быть выше ставок, действовавших на момент присоединения.

Также впервые в законодательной практике закон устанавливает обязательность учета мнения дачников, садоводов и огородников при решении вопросов развития присоединенных муниципальных образований.

То есть мы рассматриваем граждан, владеющих земельными участками в этих муниципальных образованиях, как полноправных членов местного сообщества.

Много раз говорил об этом и еще раз хочу подтвердить: никаких сносов и переселений там не будет. Все коттеджные поселки, дачи, садоводческие товарищества останутся стоять там, где они сейчас находятся.

При этом планируется обустроить их в инженерном смысле, дать туда надежное электроснабжение, воду, сетевой газ, проложить нормальные дороги.

Московские дачи получат почтовые адреса, их начнет обслуживать скорая помощь. В домах, пригодных для постоянного проживания, будет открыта регистрация. Если кто-то живет на даче постоянно, он сможет записать детей в ближайшую школу или детский сад, пользоваться поликлиникой и любыми другими социальными учреждениями.

— Московское правительство начало борьбу с коррупцией (достаточно вспомнить историю возвращения Лужников и первые прозрачные конкурсы по закупке медоборудования и лекарств). Нужно ли будет вносить в нее какие-нибудь коррективы на новых территориях? Там есть своя известная специфика…

— Спасибо. Мы действительно прикладываем значительные усилия для пресечения коррупционных проявлений в органах власти. Основной акцент делаем на снижение административных барьеров, упрощение административных процедур, внедрение прозрачных механизмов принятия управленческих решений, в т.ч. через элементы «электронного правительства» и систему электронных торгов при размещении городского заказа.

Эти же антикоррупционные принципы будут перенесены и на новые территории Москвы.

В случае если там будут выявлены какие-то своеобразные, новые для Москвы проблемы, которые вызывают недовольство граждан, способствуют коррупционным проявлениям, безусловно, будем на них оперативно реагировать и принимать решения.  

— Московская область — регион-лидер с точки зрения проблемы обманутых дольщиков, она здесь решается менее эффективно, чем в Москве. Известно ли о подобных ситуациях на присоединяемых территориях, и если да, то как будет решаться проблема? Возможен ли пересмотр ранее заключенных инвестиционных контрактов в строительстве, как это уже было сделано в столице?

— Нам известно о проблемах обманутых дольщиков в Московской области.

Москва расширяет свои границы, все жители присоединяемых территорий автоматически становятся полноправными москвичами. И правительство Москвы будет решать их проблемы так же, как и нынешних жителей Москвы. Это касается и обманутых дольщиков.

Прежде всего мы стараемся найти компромисс с инвестором, предлагаем бизнесу различные формы решения проблемы. Далее — помогаем гражданам вернуть вложенные средства по суду.

В этой работе, как и в любой другой, важно сосредоточиться не только на решении уже возникших проблем, но и на профилактике новых, на недопущении повторных случаев обмана дольщиков.

Достижению этой цели способствует внедрение прозрачных и понятных «правил игры» в строительстве, начиная с процедуры выдачи градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) и заканчивая вводом объекта в эксплуатацию и подключением к коммунальным сетям. Эти процедуры уже значительно упрощены в Москве. Аналогичная практика будет распространена и на новые территории.

Мы рассчитываем, что уход от «серых схем» позволит очистить рынок от недобросовестных застройщиков и связанных с ними чиновников. В результате права граждан-соинвесторов будут защищены и от бюрократической неразберихи, и от разного рода аферистов.  

— Отношения между Москвой и областью, которые долгое время были весьма сложными, сейчас нормализовались?

— Мы бы не хотели, чтобы между новыми территориями Москвы и граничащими с ней муниципальными образованиями возникали серьезные дисбалансы и перекосы в развитии. Когда с одной стороны идет хорошая дорога, а с другой — не очень. Когда в одной поликлинике есть современное оборудование, а в соседней — его нет.

Поэтому Москва добровольно взяла на себя обязательства оказывать содействие развитию социальной и инженерной инфраструктуры сопредельных муниципалитетов.

Эти обязательства содержатся в уже упоминавшемся законе г. Москвы №36 от 28 июля с.г.

В проекте бюджета города Москвы на 2012–2014 годы предусмотрены соответствующие субсидии.

Так что судите сами. Думаю, совместное развитие выгоднее любых бюрократических войн.

Дата публикации: 11:15 14 октября 2011

Источник: bpn.ru



Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.


Популярные публикации в разделе Рынок недвижимости - Москва

Сделка купли-продажи жилья: кто за что и сколько платит?

Сделка купли-продажи жилья: кто за что и сколько платит?

14.04.2011 - Раздел: Москва / Рынок недвижимости / Операции с недвижимостью

Покупая или продавая квартиру на вторичном рынке недвижимости, главное на чем сосредоточено внимание продавца и покупателя - это финальная цена квартиры. Однако ни один, ни другой подчас не догадываются, что в ходе оформления сделки их ждут еще дополнительные расходы, не просчитав которые, можно попросту провалить сделку.

Продается агентство недвижимости

Продается агентство недвижимости

27.12.2019 - Раздел: Москва / Рынок недвижимости /

Такого объявления вы не встретите ни в газетах, ни в интернете. Тем не менее, риэлторские компании продаются и покупаются. О том, как это происходит, рассказывает Управляющий партнер Центра риэлторских франшиз Роман Мурадян.

Марат Хуснуллин

Новая Москва: как это будет

19.09.2011 - Раздел: Москва / Рынок недвижимости /

Расширенная столица утвердит свои новые размеры к лету следующего года. Первые проекты к тому времени будут уже запущены, а сейчас идет их активное обсуждение. О том, что ждёт Москву, рассказал глава стройкомплекса Марат Хуснуллин.

Опубликована новая карта Москвы

22.08.2011 - Раздел: Москва / Рынок недвижимости /

Столичная мэрия опубликовала проект согласованных предложений властей Москвы и Московской области по расширению границ города.

Многодетные семьи получат земельные участки

08.06.2011 - Раздел: Москва / Рынок недвижимости / Жилищные программы

Совет Федерации одобрил закон, дополняющий Земельный кодекс РФ, и закон «О содействии развитию жилищного строительства» положением о безвозмездной передаче земельных участков, находящихся в федеральной и региональной собственности, в муниципальную собственность для их предоставления многодетным семьям.


Пользователям

Разместить объявление

Контакты

По вопросам обращаться: info@bpn.ru

BPN.RU © 2004-2012