Раздел: Коммерческая недвижимость / Россия -
На коммерческом рынке недвижимости в последние два-три года все более распространенным становится совмещение под одной крышей как складских, так и офисных помещений. Однако мнения аналитиков относительно дальнейшего развития этого сегмента существенно разнятся: одни считают, что в обозримом будущем именно подобные "универсальные форматы" станут наиболее популярными, другие уверены, что "складские проекты со значительной офисной частью будут возводиться только под конкретных потребителей".
Сейчас почти все складские помещения, расположенные в Москве и Московской области имеют встроенную или пристроенную офисную часть. Так, по данным Ильи Шершнева, директора по развитию Swiss Realty Group, количество подобных "гибридов" составляет до 90% складских зданий классов А и В. Встроенная офисная часть обычно используется для размещения служебного персонала, обслуживающего склад. Руслан Суворов, консультант отдела складских помещений Colliers International пояснил, что, как правило, площадь таких офисов не превышает 10% от площади склада. "Именно поэтому выделить такие складские помещения в самостоятельную категорию только из-за того, что они комплектуются офисной частью, нельзя",- добавил аналитик.
Однако на рынке часто встречаются здания, где офисная часть существенно превышает стандартные для подобных помещений параметры. Такие проекты в основном рассчитаны и реализованы исходя из требований заказчика. Но подобный эксперимент становится удачным только в том случае, если склад располагается в хорошем месте с точки зрения транспортной доступности, а также близости к населенным пунктам. В ином случае, по мнению Руслана Суворова, так как кроме конкретного пользователя склада этот офис больше никем не может быть востребован, избыточная офисная площадь подобных объектов может превратиться в обременение для арендатора склада. "Обычно подобные проекты задумываются исходя из желания девелопера "максимизировать полезное использование земельного участка"",- заметил он.
Учитывая тот факт, что большие офисные пространства требуют наличия постоянных арендаторов, которые смогут без проблем добираться на работу, подобные здания обычно располагаются внутри МКАД или недалеко за ней. "Особенность размещения таких объектов - необходимость возможности добираться туда общественным транспортом из Москвы",- рассказал Руслан Суворов. Если же подобные складские комплексы располагаются на большей удаленности от МКАД, проблема доставки сотрудников на работу решается с помощью корпоративного транспорта. По данным Ильи Шершнева, в офисно-складских комплексах средняя ставка аренды составляет $150-160 за квадратный метр в год (без НДС) за складские помещения и примерно $250-280 в год за офисы.
Как правило, арендаторами подобных гибридных комплексов становятся логистические и торговые компании. В некоторых случаях интерес к ним проявляют и обычные фирмы, использующие подобные помещения, чтобы хранить товар "под рукой". По мнению Суворова, арендаторами складов со значительной офисной частью (более 10%) может быть довольно ограниченный круг компаний, имеющих потребность в размещении центрального офиса или, например, в организации шоу-рума при складе.
Относительно будущего подобных совместных помещений, где офисная часть занимает более 10%, мнения экспертов рынка диаметрально противоположны. Так, по мнению Суворова, спрос на них постепенно будет падать, и через некоторое время они станут штучным товаром. "С увеличением предложения качественных складских помещений на рынке избыточные офисные площади, сдаваемые до сих пор "в нагрузку" арендатору склада, будут либо перепрофилированы, либо станут пустовать",- отметил он. Его позиция объясняется существующими тенденциями развития рынка складских помещений, а также спецификой развития компаний: тенденцией выноса логистических центров за МКАД и укрупнением столичных фирм и модернизацией используемых ими информационных технологий. Именно поэтому, по его словам, в дальнейшем все стандартные спекулятивные складские проекты будут строиться с офисной частью, составляющей максимум 5-10% от площади склада. "Скорее всего, это будут небольшие проекты площадью до 20 тыс. кв. м",- пояснил аналитик.
С ним категорически не согласен Илья Шершнев. По его прогнозам, в ближайшем будущем в Московском регионе популярными станут наиболее универсальные форматы (весьма распространенные на Западе), такие как техно- или логистические парки, и даже retail warehouse park, в той или иной степени подразумевающие объединение нескольких составляющих: склад, офис, производство, торговая зона.
Дата публикации: 13:00 26 июля 2005
05.09.2019 - Раздел: Коммерческая недвижимость
Самые компактные коммерческие помещения в новостройках в 2019 году располагаются в г. Краснодаре, их площадь составляет всего 10,0 кв. м. Как правило, они рассчитаны для сферы услуг, например, ремонта обуви и изготовления ключей. Одни из самых просторных площадей предлагаются в Москве - 2 844,6 кв. м, Ростове-на-Дону - 1 393,8 кв. м и Перми - 1 359,4 кв. м. Такая нарезка востребована у федеральных торговых сетей, детских центров и фитнес клубов, где необходимо четкое следование санитарным нормам по площади помещений. В среднем же по России доля коммерческих помещений на первых этажах составляет около 3-10% от общей площади объекта. К таким выводам пришли аналитики федеральной компании «Талан».
22.12.2009 - Раздел: Коммерческая недвижимость / Земельные участки
Депутаты Госдумы рассмотрели вопрос, связанный с продлением периода льготной приватизации. Закон был принят во втором чтении с 6 поправками. В итоге, срок действия льготной приватизации скорректировали и продлили еще на два года.
16.06.2016 - Раздел: Коммерческая недвижимость
Портал Domofond.ru провел масштабное исследование рынка коммерческой недвижимости в 14 российских городах-миллионниках, сравнив стоимость 1 кв. м в январе-мае 2016 года с аналогичным показателем прошлого года.
10.11.2004 - Раздел: Коммерческая недвижимость
Многие предприниматели, начиная бизнес, сталкиваются с проблемой аренды нежилых помещений. Помимо того что надо подобрать помещение, устраивающее по всем параметрам, требуется еще грамотно составить договор. Что должен содержать договор аренды, на какие моменты необходимо обратить внимание при его подписании?
26.01.2016 - Раздел: Коммерческая недвижимость
Наш читатель Светлана спрашивает: "Продаем квартиру на первом этаже, угловую, 104 кв. м., в новостройке, можно использовать под офис или магазин. Какие есть особенности такой продажи? Какие нужны для этого документы?"
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru