Раздел: Коммерческая недвижимость / Россия -
Современный рынок девелопмента торговой недвижимости характеризуется предельно динамичным развитием. Это во многом обусловлено изменением стратегии бизнеса и его технологизацией. Если несколько лет назад в результате девелопмента появлялся отдельный объект – торговый центр, то сегодня компании нацелены на реализацию масштабных сетевых проектов. Именно это направление оценивается как наиболее перспективное.
Начало развитию сетевого девелопмента в России было положено шведским проектом «МЕГА», с очевидностью продемонстрировавшим свою успешность. Сегодня такого рода деятельность осуществляет практически каждый федеральный девелопер. О подобных проектах заявляют и многие новые игроки отечественного рынка. В сложившейся ситуации возникает вопрос: что такое сетевой девелопмент, в чем его особенности, каковы преимущества и возможные риски, насколько он выигрышнее, чем несетевой? Эта тема неоднократно обсуждалась на страницах различных уважаемых изданий, специальных конференциях, однако к единому мнению прийти не удалось.
К объектам, которые заявлены девелоперами как сетевые, относятся такие известные торговые комплексы, как «МЕГА», «Рио», «Планета», «Июнь», OZ, «Торговый Квартал», «Парк Хаус», «Счастливая Семья», «Огни», «Jam Mолл», «Диамант», «Апрель», «Столица», «Семья», «Кит» и т. д. Каждый из них находится на разной стадии реализации.
В число основных отличительных черт проектов подобного рода традиционно включают наличие единой концепции и названия, сходное позиционирование. Однако в этой связи имеется ряд вопросов. Например, являются ли сетевыми объекты с общим названием, но строящиеся для продажи или в рамках соинвестирования; действительно ли различия концепций накладывают ограничения на принадлежность к данной категории; как быть с находящимися в одной сети реконструированными и вновь выстроенными объектами; считаются ли сетевыми проекты, осуществляемые одним девелопером с соблюдением единых технологий и стандартов, но имеющие разные названия; можно ли в принципе применять какую-либо классификацию к этому виду девелопмента и т. п.
История функционирующих сегодня сетей начиналась со строительства одного торгового центра, после чего принималось решение о развитии проекта. Поэтому в силу приобретенного компанией опыта следующий объект мог резко отличаться от пилотного. Как правило, первые ТЦ будущей сети представляли собой реконструированные помещения промышленного или социального назначения (заводские площади, дома быта, клубы и т. п.).
В последние 2–3 года на рынок вышли девелоперы, заявившие о своем намерении развивать в рамках долгосрочной стратегии именно сетевые проекты. Сегодня такие компании осознанно осуществляют поиск площадок, тщательно формируют архитектурные и коммерческие концепции, профессионально подходят к подбору арендаторов. Конечным продуктом их деятельности является построение сети с четкой стратегией бизнеса, понятными объемами и сроками реализации, организованным процессом управления. Попробуем разобраться, в чем заключается привлекательность сетевого девелопмента, какие риски возникают при выборе данной стратегии развития бизнеса и каков состав целевой аудитории.
Начнем с преимуществ. Во-первых, сетевой проект более выгоден с точки зрения капитализации. Очевидно, что стоимость сети с выверенной концепцией, сложившимся пулом арендаторов, стабильным доходом, положительной репутацией на профессиональном рынке в случае ее продажи на порядок выше, чем цена отдельных объектов.
Во-вторых, процесс строительства сетевых объектов менее затратный. Это достигается благодаря использованию отработанных бизнес-процессов, а также типовых архитектурных решений, отделочных материалов и инженерного оборудования. Снизить расходы помогают уже сформированные отношения с операторами розничных сетей. В случае осуществления проектов так называемого вторичного применения, помимо экономии финансовой, происходит значительное сокращение сроков реализации. И в-третьих, оптимизируются затраты на управление действующими объектами сети. Этому способствует применение опробованных технологий операционной деятельности, а также проведение общей коммерческой, маркетинговой и финансовой политики.
Главный риск проекта данной категории заключается в необходимости соответствовать выбранному позиционированию, формату, целевой аудитории, одним словом – бренду, поскольку именно в единстве и состоит основная ценность сети.
Нужно назвать и еще один риск. Работа в рамках подобного проекта требует осознанного выбора стратегии со стороны девелопера, включая понимание конечных целей и оценку ресурсов. Очень важно для сетевого девелопмента правильно очертить круг потребителей данного продукта. Как ни странно, посетители торгового центра не относятся к целевой аудитории. Их мнение не принимается в расчет при выборе стратегии.
Причина в том, что для этой категории не имеет большого значения, является торговый центр сетевым или нет. Работа на посетителя заключается в грамотном выборе города, определении местонахождения земельного участка, а также формировании концепции отдельно взятого объекта, состава арендаторов, стратегии продвижения ТЦ. Целевая же аудитория подобных проектов – это рынок операторов розничных сетей, инвесторы, городская администрация, профессиональное сообщество и непосредственно сам девелопер. Так, арендаторы уже на предварительном этапе, обсудив сроки открытия, особенности эксплуатации объекта и его качество, способны спрогнозировать перспективы развития своего бизнеса в рамках конкретного сетевого проекта. Инвесторов, в свою очередь, интересует размер доходов от продажи. В центре внимания городской администрации – известность девелопера, количество реализованных проектов, его репутация. Профессиональное сообщество оценивает статус компании, ее рейтинг, состав первых лиц. Что касается самого девелопера, для него выбор сетевой стратегии – вопрос стоимости, сроков реализации и окупаемости проекта.
Сетевой девелопмент – это конвейер с профессиональной организацией труда, четкими бизнес-процессами и стандартами, сценарным подходом к развитию, максимальной предсказуемостью результатов. На наш взгляд, сетевым можно назвать только тот проект, который ориентирован на минимизацию издержек благодаря внедрению отработанной системы технологий и оценки эффективности.
Сергей Гуров
Дата публикации: 10:59 13 октября 2008
05.09.2019 - Раздел: Коммерческая недвижимость
Самые компактные коммерческие помещения в новостройках в 2019 году располагаются в г. Краснодаре, их площадь составляет всего 10,0 кв. м. Как правило, они рассчитаны для сферы услуг, например, ремонта обуви и изготовления ключей. Одни из самых просторных площадей предлагаются в Москве - 2 844,6 кв. м, Ростове-на-Дону - 1 393,8 кв. м и Перми - 1 359,4 кв. м. Такая нарезка востребована у федеральных торговых сетей, детских центров и фитнес клубов, где необходимо четкое следование санитарным нормам по площади помещений. В среднем же по России доля коммерческих помещений на первых этажах составляет около 3-10% от общей площади объекта. К таким выводам пришли аналитики федеральной компании «Талан».
22.12.2009 - Раздел: Коммерческая недвижимость / Земельные участки
Депутаты Госдумы рассмотрели вопрос, связанный с продлением периода льготной приватизации. Закон был принят во втором чтении с 6 поправками. В итоге, срок действия льготной приватизации скорректировали и продлили еще на два года.
16.06.2016 - Раздел: Коммерческая недвижимость
Портал Domofond.ru провел масштабное исследование рынка коммерческой недвижимости в 14 российских городах-миллионниках, сравнив стоимость 1 кв. м в январе-мае 2016 года с аналогичным показателем прошлого года.
10.11.2004 - Раздел: Коммерческая недвижимость
Многие предприниматели, начиная бизнес, сталкиваются с проблемой аренды нежилых помещений. Помимо того что надо подобрать помещение, устраивающее по всем параметрам, требуется еще грамотно составить договор. Что должен содержать договор аренды, на какие моменты необходимо обратить внимание при его подписании?
26.01.2016 - Раздел: Коммерческая недвижимость
Наш читатель Светлана спрашивает: "Продаем квартиру на первом этаже, угловую, 104 кв. м., в новостройке, можно использовать под офис или магазин. Какие есть особенности такой продажи? Какие нужны для этого документы?"
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru