Формула стабильности «TriGranit»

Формула стабильности «TriGranit»

Распечатать публикацию

Добавить в закладки

О тонкостях ведения бизнеса в России и последствиях мирового финансового кризиса для отечественного рынка коммерческой недвижимости рассуждает заместитель генерального директора компании TriGranit Development Corporation Марианна Романовская.

– Марианна, на каких принципах строится работа TriGranit Group?

– Одна из особенностей нашей компании в том, что мы не публичны и акции на биржах не размещаем. Я хочу это особенно подчеркнуть в связи с недавней тенденцией отечественных девелоперских компаний активно использовать IPO. Многие из них видели в этом чуть ли не единственный путь сохранения и дальнейшего развития бизнеса. Однако современная ситуация показала, что в условиях финансового кризиса и рецессии экономики публичность компании превращается из блага в почти однозначный синдром неблагополучности. В ряде случаев публичные компании оказались в гораздо худшем положении, чем более закрытые структуры, такие как TriGranit Development Corporation.

– Что вы называете «худшим положением»?

– Компания TriGranit Group не закрывается и не замораживает ни один свой проект в России. Это является убедительным доказательством стабильности компании в целом и того, что TriGranit выбрал грамотную стратегию работы. Продуманная политика капиталовложений позволяет нам выживать даже в трудных экономических условиях. Устойчивое положение компании основано на наличии в ее портфеле действующих объектов – источников арендных и иных поступлений. Гораздо труднее приходится девелоперам, чьи активы обременены высокой долей проектов на начальной стадии реализации. Но я бы не стала сравнивать TriGranit Development Corporation с другими субъектами рынка. Как известно, многие российские застройщики, недавно вышедшие на международные биржи, оказались не в состоянии продолжать активную девелоперскую деятельность. Нам, к счастью, удалось избежать столь негативных последствий.

– Каковы, на ваш взгляд, тактические просчеты данных компаний?

– Несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию, девелоперы все равно выставляют проекты на продажу и пытаются избавиться от неликвидных активов. В основном это происходит потому, что многие участки приобретались «впрок». Таким образом капитализация компаний была искусственно завышена, что привело к виртуальному увеличению их стоимости. Но сейчас рынок проверяет всех игроков (не только девелоперов) на реальную прочность, а виртуальные активы в счет не идут.

– При выходе на отечественный рынок в начале 2006 года ваша компания заявляла, что объем инвестиций в реализуемые проекты будет в пределах $6 млрд. Изменились эти планы в последнее время?

– Деятельность TriGranit Group не базируется на принципах социалистической экономики, предполагающих план освоения денежных средств и его непременное выполнение. У нас иной подход: финансы должны быть вложены выгодно и эффективно. Если TriGranit Development Corporation предложат хороший проект, мы в него войдем. Однако сейчас у компании нет жизненной необходимости инвестировать средства. Заявленные нами ранее объемы деятельности сохранятся, но мы не ставим себе каких-либо временных ограничений, кроме доходности объектов вложений. Мы продолжаем рассматривать возможности покупки проектов, но наши требования к их качеству серьезно ужесточились.

– На предыдущем месте работы, в компании Jones Lang La Salle, вы консультировали застройщиков. Теперь вы сами – девелопер. Как чувствуете себя «по другую сторону баррикад»?

– Чувствую себя очень хорошо, хотя нынешняя моя деятельность предполагает совершенно другой уровень ответственности. Консультант, при всем моем уважении к этой профессии, отвечает за свое решение только суммой гонорара, а девелоперской компании приходится нести ответственность еще и за деньги акционеров и конечную эффективность проекта. К тому же работа консультанта с заказчиком, как правило, длится около двух-трех месяцев, тогда как девелоперский цикл занимает не меньше трех лет. Это не только более ответственная, но и гораздо более интересная работа, ведь консультант многие вопросы реализации проекта просто не рассматривает.

– Известно, что TriGranit Group специализируется на строительстве торговых и многофункциональных комплексов. Как, по-вашему, повлияет кризис на сферу ритейла?

– Влияние будет весьма существенным: во-первых, ритейлеры и девелоперы сильно зависят от доступности кредитного ресурса, а во-вторых, данная отрасль чутко реагирует на любые изменения покупательского спроса. Однако эта часть рынка находится в более выгодном положении по сравнению с офисным и жилищным сегментами. В ритейле спрос (хотя и не на все форматы) присутствует постоянно. Людям всегда будут нужны хлеб и зрелища, то есть необходимо наличие гипермаркетов и кинотеатров.

– Недавно крупнейшие ритейлеры России в открытом письме обратились к владельцам объектов коммерческой недвижимости с просьбой понизить арендные ставки. Что вы думаете по этому поводу?

– Как человек я, безусловно, могу понять ритейлеров: у них падают обороты и с их стороны такие шаги вполне логичны. Похожая ситуация была несколько лет назад с проектами «Мега». Каждый девелопер знает, что у компаний-съемщиков есть определенный процент от выручки, который они могут платить за аренду помещений без ущерба для своего бизнеса. В большинстве случаев, для магазинов одежды и обуви галерейного формата он не превышает 25–30% от прибыли. Если арендные ставки будут выше этой планки, съемщик попадет в очень нестабильное положение. В такой ситуации жесткая арендная политика может привести к увеличению доли пустующих помещений, что негативно скажется на репутации всего торгового комплекса.

– На сегодняшний день ни один проект TriGranit Group в России еще не завершен. Какие из них находятся на финальной стадии реализации?

– Первый проект, который будет выведен на рынок к концу 2010 года – торгово-развлекательный комплекс «Мозаика» в Москве. Общая площадь объекта – 134 тыс. кв. м, пригодная для сдачи в аренду – 68 тыс. кв. м. Авторы первоначальной концепции – специалисты архитектурного бюро Alton&Porter. В настоящее время к работе над фасадом здания и интерьерами привлечена компания Chapman Taylor, проводится тендер на выбор генподрядчика.

Кстати, текущая ситуация на рынке показывает, что самые перспективные проекты коммерческой недвижимости расположены именно в Москве. В столице ставки капитализации и риски меньше, чем в любом другом месте России. Такие процессы как сокращение штатов и спад производства также затронут столицу в значительно меньшей степени.

– А что происходит с вашими объектами в Северной столице?

– В Петербурге наша компания занимается редевелопментом территории Бадаевских складов и созданием комплекса телефабрики на Васильевском острове. В будущем в этих местах будут построены многофункциональные комплексы. Оба проекта очень крупные – 7 и 28 га соответственно. И тот и другой мы начинаем «с нуля» и планируем реализовывать методом пусковых очередей. На текущий момент говорить о сроках ввода объектов в эксплуатацию несколько преждевременно – развитие девелоперской концепции в России занимает не меньше трех лет, к тому же сами проекты очень масштабные. Мы уже получили от города первичную документацию и сейчас проводим инженерные изыскания, однако основные работы начнем еще не скоро.

– Каковы особенности работы в Москве по сравнению с другими регионами России?

– Я считаю, что в России две столицы – Москва и Петербург, поэтому город на Неве я к регионам не отношу. Естественно, Петербург очень сильно отличается от Москвы. Это в первую очередь культурная столица. К сожалению, в Петербурге люди зарабатывают меньше, чем в Москве. А раз меньше зарплаты, значит ниже и арендные ставки. И любой компании, выходящей на рынок Северной столицы, необходимо это учитывать. В целом в каждом городе существуют свои правила получения необходимых согласований и разрешений, взаимоотношений с местными властями, работают свои архитекторы, проектировщики, инженеры и строители. В каждой конкретной ситуации концепцию надо строить, ориентируясь на конечного потребителя.

– Почему же тогда TriGranit Development Corporation предпочитает прибегать к услугам западных архитекторов?

– Я очень уважаю архитекторов, это представители ответственной, творческой и социально значимой профессии. Однако в коммерческой недвижимости архитектура – это, прежде всего, инструмент достижения экономической эффективности объекта. Архитектурная концепция вторична по отношению к коммерческой. Торговый центр возводится не для того, чтобы стать объектом культурного наследия. Мы строим здания, чтобы на них зарабатывать, а западных специалистов мы привлекаем по очень простой причине: они лучше знают, как должны быть спроектированы торговые или офисные центры, чтобы приносить прибыль. Большинство отечественных архитекторов, к сожалению, не имеют достаточного опыта в этой сфере.

– Как, по-вашему, будет развиваться рынок коммерческой недвижимости на фоне нынешней неблагоприятной финансовой ситуации?

– Мы столкнулись с очень серьезным кризисом, возможно, тяжелейшим за последнее столетие – этого отрицать нельзя. Все подобные явления, как правило, цикличны. Просто мы в России к этому не привыкли. Наше население исторически лучше приспособлено к политическим катаклизмам и ситуации экономического спада воспринимает очень тяжело. Но у нас достаточно сильное государство. Я думаю, что последствия финансового кризиса Россия перенесет легче, чем остальное мировое сообщество. Однако на вопрос, сколько продлится спад, у меня нет точного ответа. Скорее всего, самым тяжелым станет 2009 год. Именно после него начнется период стабилизации. Я полагаю, что на рынке недвижимости выживут только самые лучшие объекты и наиболее профессиональные компании.

Александр Жарков

Дата публикации: 17:54 04 февраля 2009

Источник: bpn.ru



Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.


Коммерческая недвижимость - Россия - последние новости

Популярные публикации в разделе Коммерческая недвижимость - Россия

Зоопарк и салон красоты. Эксперты рассказали о типологии коммерческих помещений в российских новостройках

Зоопарк и салон красоты. Эксперты рассказали о типологии коммерческих помещений в российских новостройках

05.09.2019 - Раздел: Коммерческая недвижимость

Самые компактные коммерческие помещения в новостройках в 2019 году располагаются в г. Краснодаре, их площадь составляет всего 10,0 кв. м. Как правило, они рассчитаны для сферы услуг, например, ремонта обуви и изготовления ключей. Одни из самых просторных площадей предлагаются в Москве - 2 844,6 кв. м, Ростове-на-Дону - 1 393,8 кв. м и Перми - 1 359,4 кв. м. Такая нарезка востребована у федеральных торговых сетей, детских центров и фитнес клубов, где необходимо четкое следование санитарным нормам по площади помещений. В среднем же по России доля коммерческих помещений на первых этажах составляет около 3-10% от общей площади объекта. К таким выводам пришли аналитики федеральной компании «Талан».

Льготную приватизацию земли продлили еще на два года

22.12.2009 - Раздел: Коммерческая недвижимость / Земельные участки

Депутаты Госдумы рассмотрели вопрос, связанный с продлением периода льготной приватизации. Закон был принят во втором чтении с 6 поправками. В итоге, срок действия льготной приватизации скорректировали и продлили еще на два года.

Тенденции рынка коммерческой недвижимости в январе-мае 2016 года

Тенденции рынка коммерческой недвижимости в январе-мае 2016 года

16.06.2016 - Раздел: Коммерческая недвижимость

Портал Domofond.ru провел масштабное исследование рынка коммерческой недвижимости в 14 российских городах-миллионниках, сравнив стоимость 1 кв. м в январе-мае 2016 года с аналогичным показателем прошлого года.

Что нужно знать при аренде нежилого помещения

10.11.2004 - Раздел: Коммерческая недвижимость

Многие предприниматели, начиная бизнес, сталкиваются с проблемой аренды нежилых помещений. Помимо того что надо подобрать помещение, устраивающее по всем параметрам, требуется еще грамотно составить договор. Что должен содержать договор аренды, на какие моменты необходимо обратить внимание при его подписании?

Как продать квартиру под нежилое помещение

Как продать квартиру под нежилое помещение

26.01.2016 - Раздел: Коммерческая недвижимость

Наш читатель Светлана спрашивает: "Продаем квартиру на первом этаже, угловую, 104 кв. м., в новостройке, можно использовать под офис или магазин. Какие есть особенности такой продажи? Какие нужны для этого документы?"


Пользователям

Разместить объявление

Контакты

По вопросам обращаться: info@bpn.ru

BPN.RU © 2004-2012